О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДОСТОЕВСКИЙ

ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович [ЗО.Х(И.Х1). 1821, Москва,- 28.1(9.11). 1881, Петербург] - русский писатель. Родился в семье врача. Учился в петерб. Военно-инженерном уч-ще, по окончании к-рого (1843) поступил в чертежную инженерного департамента. В 1844 вышел в отставку и занялся лит. деятельностью (первое произв. Д. - повесть "Бедные люди" была опубл. в 1846). Д. с детских лет любил т-р. В 1879 в письме к актеру В. В. Самоплову Д. писал: "Вашим гениальным талантом вы, конечно и наверно, немало имели влияния на мою душу и ум" ("Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского", СПБ, 1883, с. 339). В 1860 Д. в числе других известных писателей того времени исполнял в спектакле "Ревизор" (в пользу лит. фонда) роль почтмейстера Шпекина (Д. считал эту роль одной из "самых высококомических ролей не только гоголевского, но и всего русского репертуара"). Непосредств. связь Д. с драматургией исчерпывается несколькими юношескими драматургич. опытами: наброски пьес "Мария Стюарт", "Борис Годунов", "Янкель-жид" (ни один из этих набросков не сохранился). Известно также, что одну из своих повестей (по наиболее достоверной версии - "Село Степанчиково") Д. начал писать в форме комедии, но потом, как сообщает сам автор, "...бросил форму комедии, несмотря на то, что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним" (Письмо А. Н. Майкову от 18 янв. 1856, там же, с- 86). Не написал Д. ни одного драма-тич. произведения и в дальнейшем. При всем том Д.- один из самых "репертуарных" авторов русского, отчасти и зарубежного т-ров. По выражению Вл.И. Не-мировича-Данченко, Д. всегда "писал как романист, но чувствовал как драматург", а потому многое в его произведениях "так и рвется на сцену... так легко, так естественно укладывается в ее рамки, сочетается с ее специальными требованиями и условиями" (газ. "Современное слово", М., 21 янв. 1910). Еще при жизни писателя были сделаны инсценировки "Дядюшкин сон" [Кирилова (Кареева) - 1870, В. П. Шелехова- 1876, Л. Н. Антропова - 1878 ], романов "Преступление и наказание" и "Бесы" (обе В. Д. Оболенской - 1871-72) и др. В 80-90-е гг. инсценированы "Преступление и наказание", "Идиот", "Униженные и оскорбленные", "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково", "Скверный анекдот" и др. Инсценировки по произв. Д. начали широко ставиться на любительской сцене с 1891 ["Фома" - картины прошлого в 3 д., по повести "Село Степанчиково и его обитатели", Об-во лит-ры и иск-ва в Москве; автор переделки, постановщик и исполнитель роли Костенева (Ростанева) - К. С. Станиславский]; на проф. сцене - с 1899 ("Преступление и наказание" в обработке Дельера, псевд. Я. А. Плющевского-Плющика, Т-р лит.-художеств. об-ва в Петербурге; Раскольников - Орленев, Соня - Яворская, Пор-фирий Петрович -К. Яковлев, Мармелад ов - Далма-тов, Свидригайлов - Бравич). В том же году в Александрийском и моек. Малом т-рах почти одновременно был пост. "Идиот" (инсц. В. Крылова и С. Сутугина). В этих спектаклях роли исполняли: в Александрийском т-ре Настасья Филипповна - Савина, кн. Мышкин - Аполлонский, Рогожин- Дальский, Аглая - Комиссаржевская; в Малом т-ре в тех же ролях выступали - Ермолова, Васильев, Падарин, Ябл(?чкина. Позже "Идиот" шел в т-ре Корша (1906), в т-ре Незлобина (1913, инсц. Ф. Ко-миссаржевского; Мышкин - Асланов, Настасья Филипповна - Жихарева, Рогожин - Нелидов). Крупным событием в сценич. истории романов Д. были пост. в Моск. Художеств. т-ре "Братьев Карамазовых)} (1910) и "Бесов" (под назв. "Николай Ставрогин", 1913; до этого "Бесы" в переделке М. А. Суворина и В. П. Буренина шли в т-ре Лит.-художеств. об-ва в Петербурге, 1907, и Риге, 1908). В спектаклях МХТ (автор инсценировок и постановщик В. И. Немирович-Данченко) были выдающиеся актерские работы; в "Братьях Карамазовых": Митя-Леонидов, Иван - Качалов, Снегирев - Москвин, Смердяков - С. Воронов, Грушенька - Германова; в "Николае Ставрогине": Ставрогин - Качалов, Лиза - Коренева, Лебядкина - Лнлина, мать Ставрогпна - Бутова, Петр Верховенский -Берсенев. Однако вокруг этих спектаклей и в особенности вокруг "Николая Ставрогина" развернулась острейшая полемика, вызванная статьями М. Горького "О "карамазовщине"" и "Еще о ..карамазовщине"" (газ. "Русское слово", М., 1913, јј219 и 248), в к-рых Горький гневно протестовал против "Бесов" как реакционного произведения. Инсценировки произв. Д. широко ставились на провинц. сцене, входили в репертуар крупнейших актеров-гастролеров. Особой популярностью пользовалось исполнение роли Раскольникова П. Н. Орле-невым. Выдающиеся образы создали (помимо упоминавшихся) В. Н. Андреев-Бурлак (Мармеладов, Порфирий Петрович, Снегирев, кн. Мышкин), М. И. Велизарий (Соня, Грушенька), М. М. Глебова, Е. А. Полевицкая (Настасья Филипповна), Д.М. Карамазов, Л. Н. Колобов, Я. В. Орлов-Чужбинин, А. П. Харламов, Н. Н. Ходотов, К. О. Шорштейн (кн. Мышкин), В. А. Сашин (Федор Карамазов), И. И. Судьбинин (Дмитрий Карамазов) и др. Инсценировки романов Д. занимают видное место и в советском театре. В 1917 МХАТ пост. спектакль "Село Степанчиково" (пост. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; Фома - Москвин), в 1929 "Дядюшкин сон" (инсц. Н, М. Горчакова, П. А. Маркова и К. И. Котлубай, художеств. руководитель пост. Вл. И. Немирович-Данченко, режиссеры В. Г. Сахновский и К. И. Котлубай; Мария Александровна - Книппер-Чехова, Князь-Хмелев; спектакль возобновлен в 1941). В 1923 в Петрогр. академическом т-ре драмы в бенефис Е. П. Корчагиной-Александровской (исполнявшей роль Карпухиной) был пост. "Дядюшкин сон". В 1932 в МХАТе 2-м были пост. "Униженные и оскорбленные" (инсц. Ю. В. Соболева, пост. И. Н. Берсенева и С. Г. Бирман). В наст. время (1963) в сов. т-рах идут инсц. почти всех осн. романов Д. В отличие от дооктябрьских переделок, сводившихся б. ч. к переложению сюжетной канвы того или иного сочинения, в сов. инсценировках все более ощущается стремление раскрыть трагизм героев Д., донести их гневный протест, подлинную гуманность. Среди лучших спектаклей - "Униженные и оскорбленные" (Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола, 1956; Свердловский т-р, 1956; Калининский т-р, 1958), "Идиот" (Архангельский т-р, 1956; т-р им. Пушкина, Псков, 1956; Ленингр. Большой драм. т-р, 1957, князь Мышкин - Смоктуновский; т-р им. Вахтангова, 1958), "Село Степанчиково и его обитатели" (Малый т-р, 1957), "Игрок" (Ленингр. т-р. им. Пушкина, 1956; Воронежский т-р, 1956; Моск. т-р им. Пушкина, 1957); "Преступление и наказание" (Красноярский т-р, 1956; Т-р драмы Латв. ССР, 1957). С конца 80-х гг. 19 в. романы Д. инсценируются и ставятся также за рубежом: "Преступление и наказание" - в Париже (т-р "Одеон", 1888; т-р "Мон-парнас", 1900, 1933, Раскольников - Поль Муне), в Лейпциге ("Лессинг-театр", 1890), в Токио (театр Юракудза, труппа "Бутай Кекай", 1916); "Игрок"- в Лондоне ("Гаррик-театр", 1946); "Братья Карамазовы" - в Нью-Йорке (театр "Гилд" и мн. др.); в 1957 в Германии в Дармштадтском театре была пост. опера "Игрок" (муз. С. С. Прокофьева). Лит.: Достоевская А. (сост.). Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского. 1846-1903, СПБ, 1906, отдел XVIII (Драматич. произведения, сюжеты к-рых заимствованы из романов Д. [отчеты о представлениях этих произведений на сцене]); Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы под ред. А. С. Долинина, сб. II, Л.-М., 1924, с. 27-108; Дымов О." Драматические элементы в романах Достоевского, "Театр и искусство", П., 1900, ј.ј 6, 7 п 8, с. 118-20, 138-39, 159-160; Алексеев М. П., О драматических опытах Достоевского, в кн.: Творчество Достоевского. Сб. материалов, под ред. Л. П. Гроссмана, Одесса, 1921; Сахновский Вас., Достоевский и театр. "Культура театра", М., 1922, ј 1-2, с. 4-8; "Художник и зритель", М., 1924, 6-7, с. 121-125 (новое письмо Достоевского - публикация и комментарии Л. П. Гроссмана); "Театр", М., 1956, ДТ- 2, с. 103-120; Ежегодник института истории искусств. театр. М., 1959, с. 86-91; Туровская М., Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, М., 1959, с. 209- 222; Леонид Миронович Леонидов. Воспоминания. Статьи, М., I960, с. 122-127. А.Шн.