О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Да Дб Дв Дг Дд Де Дж Дз Ди Дй Дк Дл Дм Дн До Дп Др Дс Дт Ду Дф Дх Дц Дч Дш Дщ Дъ Ды Дь Дэ Дю Дя
 

ДУНКАН

ДУНКАН (правильнее - Д a н к а н; Duncan), Айседора (27.1.1878-14.IX.1927) - американская танцовщица. Одна из осно-воположниц пластич. школы "танца модерн". В 1903 впервые выступила в Будапеште со своей концертной программой. Д. резко отрицала классическую школу в балете, отстаивала идею всеобщего художеств. воспитания детей, выдвинула принцип общедоступности танцевального иск-ва. В своих исканиях опиралась на образцы др.-греч. пластики, стремилась к органич. связи танца с музыкой. Отказавшись от условных жестов, она искала естественных выразит, движений. Заменила балетный костюм (т. н. пачки, трико) свободной туникой; отказалась от танца на пуантах, танцевала без обуви (позднее этот танец получил название танца "босоножек"). Д. широко использовала классич. симфонич. и фортепианную музыку, иллюстрируя своими танцами произв. Бетховена, Чайковского и др. В 1908 Д. впервые исполнила "Ифигению в Авлиде" Глюка (Нью-Йорк); в .1915 выступала на сцене "Метрополитен-опера" с импровизацией на тему "Марсельезы"; в годы пребывания в Москве поставила цикл революц. песен и "Интернационал". Иск-во Д. близко пантомиме. Танец Д. состоял в осн. из ходьбы и бега на полупальцах и выразит. жестов. Как мимич. актриса достигала большого эмоционального воздействия. В творчестве Д. отразились черты субъективизма и импрессионизма. Д. считала, что движения в танце обусловливаются "внутренним импульсом" и не могут быть заранее подчинены музыке и определенной танц.форме. Проповедь "свободы движений", не подкрепленных техникой танца, на практике значительно обедняла танец. Д. не оставила системы, к-рая могла бы удовлетворить требованиям проф. хореографич. иск-ва, в частности совершенно не коснулась мужского танца. Основанные Д. школы в Германии (1904), Франции (1912), США (1915) существовали недолго. Д. гастролировала по Европе, неоднократно приезжала в Россию (1905, 1907-13). После Великой Октябрьской социа-листич. революции Д.- одна из первых среди артисток Запада, приветствовала Сов. гос-во, создала ряд танцев на революц. темы. В 1921-24 жила в СССР, в 1922 вышла замуж за поэта С. Есенина и приняла сов. гражданство. Организовала студию (существовала до 1949), к-рой после отъезда Д. руководила ее приемная дочь И. Дункан. Соч.: Моя жизнь. [Автобиография], пер. Я. Яковлева, М., 1930; Танец будущего, пер. Н. Филькова, М., 1907; My life, 3 ed., N. Y., 1927; The dance, N. Y., 1909. Лит.: Молоствов Н., Айседора Дункан (Беседа с А. Волынским), СПБ. 1908;Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1917, гл. II, с. 47-60; Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911, с. 57-80; СИДОРОВА. А., Современный танец, М., 1922, гл. 2; Isadora Duncan, ed. by P. Magriel, N. Y., [1947] (см. библиографию, с. 73-78); Duncan Irma, The technique of Isadora Duncan, N. Y., 1937; La fitte J. P., Les danses d'Isadora Duncan, P., 1930. Ham. P.