ЕВРИПИД
ЕВРИПИД (?) (480-406 до н. э., по другим сведениям, год рождения 485-484 дон. э.) - древнегреческий драматург. В первый раз выступил на драм. состязаниях в 455 до н. э., но занял лишь третье место. За всю свою жизнь поэт одержал лишь пять первых побед (из них одну-посмертно), между тем ему приписывали от 75 до 92 драм (т. е. прибл. от 19 до 23 тетралогий). В 408 или 407 до н. э. Е. переехал ко двору македонского царя Архелая и здесь прожил, окруженный почетом, до дня смерти. Сохранились полностью 17 трагедий Е.: "Алкестида" (438 до н. э.), "Медея" (431), "Герак-лиды" (ок. 430), "Ипполит" (428), "Гекуба", "Геракл" (ок. 423), "Андромаха" (ок. 422), "Умоляющие" (ок. 420), "Ион" (ок. 418), "Троянки" (415), "Ифигения в Тавриде" (ок. 414)., "Электра" (ок. 413), "Елена" (ок. 412), "Финикиянки" (410), "Орест" (408), "Ифигения в Авлиде" и "Вакханки" (обе пост. уже после смерти Е. в 405 до н. э.). Кроме того, сохранились большое количество фрагментов трагедий и полностью сати-ровская драма "Киклоп" (приблизительно между 426-423 или ок. 412). Почти все эти пьесы написаны Е. во время Пело-поннесской войны (431-404), вызванной экономич. и политич. соперничеством Афин и Спарты. Социальные и политич. противоречия в жизни греч. полисов, резко обострившиеся во время этой войны, привели к тяжелому кризису все др.-греч. общество. В это время усиливается борьба между сторонниками олигархии и демократии в отдельных греч. полисах, обостряются противоречия внутри самой демократии в Афинах между ее правым и левым крылом. Все это находит отражение в духовной жизни общества; софисты подвергают сомнению привычные воззрения - религиозные, философские, моральные; под влиянием успехов материалистич. философии колеблется вера в старых богов. Исходя из учения софистов об относительности человеческих знаний и этич. норм, сторонники аристократии отстаивают в политике принцип крайнего субъективизма, провозглашают право сильного как основу деятельности отдельной личности. Творчество Е. ярко отразило этот переломный период в жизни Др. Греции. Драматург затрагивает в своих трагедиях животрепещущие вопросы современности. В ряде его пьес звучит враждебное отношение к Спарте ("Гекуба", "Андромаха"), в "Троянках" изображаются бедствия, порожденные войной. Е. создает ряд героико-патриотич. пьес ("Гераклиды", "Геракл", "Умоляющие"), в к-рых прославляет родной город, изображая его носителем высоких принципов демократии и гуманности и защитником всех от насилия и неправды. В своих драмах Е. поднимает разнообразные вопросы - религиозные, философские, этич., социальные. Особенно привлекают его мир душевных переживаний человека, человеческие характеры и страсти. По сравнению с Эсхилом и Софоклом Е. приблизил своих героев к действительности и, по свидетельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25), изображал людей такими, какими они бывают в жизни. Герои его трагедий - это совр. драматургу люди с их мыслями, чувствами, стремлениями и страстями, иногда низменными и отталкивающими, с тончайшими, порой противоречивыми, душевными переживаниями. Драматург свободно относится к мифам, меняя их содержание не только в деталях, но иногда и в существенных чертах. Нек-рым мифам Е. дает рационалистич. толкование. Под влиянием материалистич. философии и софистики Е. в ряде трагедий критикует старые религиозные верования ("Ипполит", "Геракл"). Представление о божестве носит порой у Е. отвлеченный характер. Иногда он высказывает мысль, что случай управляет жизнью людей, и это заставляет драматурга пессимистически смотреть порою на человеческую жизнь. По своим общественно-политич. взглядам Е. был сторонником умеренной демократии и отрицательно относился к радикальной демократии своего времени. В пьесах "Орест", "Ифигения в Авлиде", "Гекуба" вожди этой демократии ("демагоги") выставлены в неприглядном виде. В трагедиях "Умоляющие", "Геракл", "Финикиянки" страстно обличается тирания. Е. протестует против преклонения перед богатством; в некоторых его трагедиях ("Ион", "Елена") высказывается мысль, что и рабы могут иметь мысли и чувства свободного человека. Е. создал галерею разнообразных трагических образов (Медея, Ипполит, Геракл, Федра, Ифигения и др.). Особенно патетичны и выразительны женские образы. Среди них есть жертвы людской и божественной несправедливости; в "Медее" эгоизм и предательство мужчины приводят страстную, неукротимую-героиню к катастрофе, в "Гекубе" доведенная до предела человеческих страданий пленная троянская царица находит стимул к дальнейшей жизни в осуществлении страшной мести убийце своего малолетнего сына, в "Ипполите" Федра становится жертвой неодолимой страсти, внушенной ей самой Афродитой. В то же время Е. показывает женскую преданность и самопожертвование (Алкестидав одноименной пьесе, Мака-рия в "Гераклидах", Ифигения в "Ифигении в Авлиде"). Острота драматич. положений, приводящая нередко к гибели героя или его близких, способность драматурга раскрыть жизнь человеческой души с ее сомнениями, порывами и страданиями делают Е., по определению Аристотеля, трагичнейшим из трагиков. Однако Аристотель вместе с тем упрекает Е. за композицию его трагедий. Действительно, Е. увлекается подчас побочными эпизодами, тормозящими развитие действия, его прологи не только содержат завязку трагедии, но иногда заранее рассказывают о ее содержании. В развязке часто появляется deus ex machina ("бог с машины"). Хор у Е. уже не имеет такой тесной связи с развитием действия, как у Софокла. Ок. 420 Е. обращается к созданию драм с запутанной фабулой, основанной на заговоре ("Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена", "Электра", "Орест"). Действие в них переносится иногда в далекие, сказочные страны ("Ифигения в Тавриде", "Елена"). Вместе с тем в этих драмах усиливается бытовой элемент, вводятся комедийные персонажи и ситуации (сцена с рабом-фригийцем в "Оресте"). В то же время в нек-рых из этих пьес имеются ярко выраженные элементы мелодрамы ("Электра", "Орест"). Новый характер драматургии Е., связанный с глубоким проникновением в мир душевных переживаний человека, требовал и новых средств театр. выразительности. Е. стал использовать в театр. музыке лады, дрежде не употреблявшиеся (напр., "смешанный лидий-ский", воспринимавшийся как жалобный, скорбный, интимный). Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителей, Е. часто употреблял монодии (арии) актеров. Столкновения персонажей находят свое выражение в агонах - словесных состязаниях, нравившихся зрителям, привыкшим к речам ораторов в нар. собрании. Аристотель в "Риторике" (кн. 3, гл. 2) хвалит Е. за то, что он составляет свои речи из выражений, взятых из обыденной жизни. Е. вводит в свои трагедии сцены, к-рые раньше или совсем не показывались зрителям или же показывались значительно реже, чем у него (сцены смерти, изображение болезни, физич. страданий, безумия, траурные церемонии, показ чувств и переживаний влюбленной женщины), часто применяет машины для полетов. Е. не пользовался при жизни успехом. Афинян смущало его свободное отношение к мифам и к традиционной религии. Реалистич. тенденции творчества Е., не боявшегося изображения темных, отталкивающих сторон жизни, также были далеки от совр. ему зрителей. Они казались им недопустимым снижением трагедии. Критику драматургии Е. дает Аристофан в своей комедии "Лягушки" (405 до н. э.). Однако часть афинской публики, вероятно более образованная, была горячей поклонницей Е., и последующие драматурги шли по проложенному им пути. Е. оказал большое влияние на новую аттич. бытовую комедию, его наследие использовали позже римские трагики (Кв. Энний, Акций, Сенека и др.). Е. оказал влияние и на формирование итал. драмы 16 в. Драматурги Трис-сино, Сперони, Дольче, Ручеллаи, Джиральди и др. -заимствовали у Е. пролог, прием введения "бога с машины", коммос, сообщение вестников, подражали его языку. В период господства классицистской трагедии к Е. обращался Расин, создавший на основе сюжетов Е. трагедии "Федра", "Ифигения", "Андромаха". Влияние Е. сказывалось на трагедиях Вольтера ("Меропа" и "Орест"). Сюжет "Ифигении в Тавриде" послужил основой для написания одно им. трагедии Гете, сюжет "Финикиянок" - для драмы "Мес-"синская невеста" Шиллера. Образ Медеи увлек австр. драматурга Грильпарцера, у Кгрого трагедия Е. разрослась в целую трилогию. И позже многие писатели - Леконт де Лиль, затем Ануй во Франции, -Э. Верхарн в Бельгии, С. Выспянский в Польше - нередко использовали в своих произв. мифологич. сюжеты, положенные в основу трагедий Е., и созданные им драматич. ситуации. В России интерес к творчеству Е. возник давно. Еще В. Г. Белинский, высоко оценивая драматургию Е., называл его "самым романтическим поэтом Греции", "страстным, глубокомысленным" философом (Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, 1955, с. 154, 267). Выдающийся рус. эллинист И. Ф. Ан-ненский своими переводами и научной деятельностью открыл перед рус. читателями замочат, произв. античного драматурга. Пьесы Е. с успехом ставятся на сценах многих т-ров мира. На родине Е. спектакли (на новогреч. яз.) идут на открытом воздухе, в сохранившихся руинах греч. т-ров и в т-ре Ирода Аттика в Афинах. Так, Греч. нац. т-р ставил в древнем т-ре Эпидавра и в т-ре Ирода Аттика: "Ипполита" (1954 и 1955), "Гекубу" (1955), "Медею" (1956), "Ифигению в Авлиде" (1957), "Ифигению в Тавриде" (1958), "Финикиянок" (1960), "Гераклам (1960). В Италии драмы Е. также шли в руинах античных т-ров: "Вакханки" (1922), "Медея" (1927), "Ифигения в Авлиде"'(1930), "Ипполит" (1936), "Киклоп" (1937) и др. В России трагедии Е. ставил Александрийский т-р: "Ипполит" (1902) и "Ифигения в Авлиде" (под заглавием "Ифигения - жертва", 1909). На сов. сцене "Медея" была пост. Абх. т-ром в Сухуми, в 1961- Моск. т-ром им. Вл. Маяковского (спектакль-концерт), груз. Т-ром им. Марджанишвили (1962). Выдающиеся композиторы создавали оперы на сюжеты трагедий Е. Так, Г. Ф. Гендель написал "Адме-та", X. В. Глюк - "Альцесту", "Ифигению в Авлиде", "Ифигению в Тавриде", Л. Керубини - "Медею". Текст этих опер основывается на переработке сюжетов Е. драматургами 17 и 18 вв. Соч. Е. в рус. пер.: Театр Еврипида, пер. И. Ф. Ан-ненского, т. 1, СПБ, 1906; Театр Еврипида, пер. с введ. и послесл. И. Ф. Анненского, под ред. и с коммент. Ф. Ф. Зелинского, т. 1-3, M., 1916-21; Пьесы. Пер. с древнегреческого, М-, 1960; Euripide [Tragedies], t. 1-5, P., 1923-50 (на греч. и франц. яз.). Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского и др., М.-Л., 1946; P а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; Беляев Д.Ф.,К вопросу о мировоззрении Эврипи-да, Казань, 1878; его же, Воззрения Еврипида на сословия и состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин, "Журнал Мин-ва нар. просвещения", 1882, .ј 9, 10, 1885, *ј9,10;Анненский И.Ф., Художественная обработка мифа об Оресте, убийце матери в трагедиях Эсхила, Софокла и Эврипида, там же, 1900, .ј 7, 8; P a д ц и г С. И., Романтические мотивы в поэзии Эврипида, в кн.: Сборник Ярославского ун-та, вып. 1, Ярославль, 1920; Толстой И. И., Трагедия Эврипида "Елена" и начало греческого романа, "Уч. записки Ленинградского ун-та. Серия филологических наук", 1939, вып. 1; Г о л о в н я В. В., "Умоляющие" Эврипида, "Сообщения Института истории искусств АН СССР", 1957, .ј 10-11; S с h m i d W. und S t a h l i n 0., Geschichte der griechischen Literatur, Bd 3, Tl l, Munch., 1940; L e s-ky A., Die Griechische Tragodie, 2. Aufl., Stuttg., [1958]; K i t t o H. D. F., Greek tragedy. A literary study, 3 ed., L., 1961; N o r w o o d G., Greek tragedy, 4 ed., L., 1948; S i n-ko T., Zarys historii literatury greckiej, t. l, Warsz., 1959; Decharme P., Euripide et l'esprit de son theatre, P., 1893; Nestle W., Euripides, der Dichter der griechischen Aufklarung, Stuttg., 1901;MasfTuerayP., Euripide et ses idees, P., 1908; Steiger H., .ripides, seine Dichtung und seine Personlichkeit, Lpz., 1912 TDas Erbe der Alten, H. 5); Grube G. M. A., The drama of Euripides, L., [1941 ]; G r e-e n w o o d L. H. G., Aspects of Euripidean tragedy, Cambr-, 1953; Murray G., Euripides and his age, 2 ed.. L,-[a.o..1, 1947; Delebecque Е., Euripide et la guerre du Peloponnese, P., 1951; F l i c k i n g e r R. C., The Greek theater and its drama, 4 ed., Cni., 1960; Kindermann H., Theatergeschichte Europas, Bd l, Salzburg, 1957. Вал. Г.