О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Жа Жб Жв Жг Жд Же Жж Жз Жи Жй Жк Жл Жм Жн Жо Жп Жр Жс Жт Жу Жф Жх Жц Жч Жш Жщ Жъ Жы Жь Жэ Жю Жя
 

ЖИД

ЖИД (Gide), Андре (22. XI. 1869-19.II.1951)- французский писатель, драматург. В 1891 начал лит. деятельность. Автор романов "Имморалист", "Подземелья Ватикана", "Фальшивомонетчики" и др., идеализирующих принципы индивидуализма и аморализма. В пьесах "Саул" (1898, т-р "Вье колрмбье", 1922) и "Царь Кандавл" (1899, т-р "Творчество", 1901) Ж. изображает властолюбивых деспотов-маньяков, сатирически рисуя также и представителей народа. Любимый герой Ж., изображенный в пьесе "Филоктет" (изд. 1899, пост. в Париже - 1919),- гордый одиночка, презирающий власть общества и богов, ставящий себя выше интересов родины, подчиняющийся лишь акту свободной воли. В нач. 30-х гг., в период обостренного внимания к идеям социализма и разоблачения империализма и фашизма, Ж. написал свое наиболее значит, драматич. произв.- драму "Эдип" (1930, пост. реж. Ж. Питоев в 1932), проникнутую верой в торжество свободы человека. Однако в эти же годы оптимистич. настроенность Ж. уступила место депрессии. Ж. принадлежит либретто драматич. симфонии "Персефона" (муз. Стравинского, 1934, "Гранд-Опера"), в к-ром прозвучал призыв примириться с действительностью. В 1936 Ж. написал книгу "Возвращение из Советского Союза", в к-рой повторил клеветнич. выпады бурж. прессы. Духовная капитуляция перед фашизмом сказалась в пьесе "Робер, или Общественный интерес" (1940, "Т-р мю-нисипаль" в Тунисе-1946). Ж,-автор ряда работ о т-ре, в т. ч. статьи "О эволюции театра" (1904), в к-рой он подчеркивает чужерод-ность иск-ву "общественных, патриотических" устремлений драматурга. Ж. инсценировал свой роман "Подземелья Ватикана" (1933, "Литературное об-во"), роман "Процесс" Кафки (совм. с Ж. Л. Барро, 1947, "Т-р Мариньи"). В своем драматургич. творчестве Ж. декадентски интерпретировал библейские, мифоло-гич. и античные сюжеты. Эстетизация нравственного уродства, открытая реакционность этич. и историч. концепций, культ индивидуализма, характерные для творчества Ж., подготовили почву для драматургии экзистенциалистского направления и т. н. школы "авангардистского т-ра" во Франции. Нобелевская пр. (1947). С о ч.: Theatre complet, v. 1-8, Neuchatel-P., 1947-49; Собр. соч., пер. с франц., т. 1, Л., 1935. Лит.- В г о d i n Р., Presences contemporaines, v. 2, P., 1958. В. Бал.