О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Жа Жб Жв Жг Жд Же Жж Жз Жи Жй Жк Жл Жм Жн Жо Жп Жр Жс Жт Жу Жф Жх Жц Жч Жш Жщ Жъ Жы Жь Жэ Жю Жя
 

ЖУВЕ

ЖУВЕ (Jouvet), Луи (24. XII. 1887, Крозон,-16. VIII. 1951, Париж) - французский режиссер, актер, театральный педагог. С юности увлекался т-ром, играл в любительских театр. кружках. В 1911 начал проф. деятельность в Париже как актер в "Т-ре дез Ар", где играл роли: Король ("Фантазио" Мюссе), отец Зосима ("Братья Карамазовы" по Достоевскому) и др. С 1913 работал в т-ре "Вье коломбье" ("Т-р старой голубятни"), был ближайшим учеником и помощником руководителя этого т-ра Ж. Копо. Под рук. Копо проходило формирование Ж. как актера и режиссера. Во время 1-й мировой войны Ж. находился в армии; в 1917 по ходатайству Копо был демобилизован, участвовал в гастролях труппы Копо в США. Вернувшись в 1919 во Францию, продолжал работать в т-ре "Вье коломбье". В 1922 перешел в т-р "Комедия Елисейских полей", к-рым руководил в 1924-34. В 1930-31 - худ. рук. т-ра "Пигаль". С 1934 работал в т-ре "Атеней" (кроме 1941-45, когда жил в Швейцарии и Юж. Америке), создав здесь один из лучших театр. коллективов Парижа. В 1926 организовал (вместе с реж. Ш. Дюлле-ном, Г. Бати, Ж. Питоевым) театр. объединение "Картель", целью к-рого было обновление франц. т-ра, освобождение его от диктатуры дельцов. Ж. ставил преим. произв. совр. драматургов, играл в пост. им пьесах Ашара: Мальбрук ("Мальбрук в поход собрался", 1924), Жан ("Жан с Луны", 1929), Домино (о. п., 1932), Петрюс (о. п., 1933); в пьесах Ромена: Ансельм, Труадек ("Кромдейр старый", 1920, "Мсье Труадек, предавшийся распутству", 1923, "Женитьба Труадека", 1925, "Донгоо-Тонка", 1930). Образ Кнока (в о. п. Ромена, 1923) - беспощадная карикатура на бурж. дельцов - вошел в историю франц. т-ра 20 в. как одна из крупнейших актерских работ. Наиболее близок Ж. драматург Ж. Жироду он пост. все его пьесы, почти всегда исполняя в них центр, роли: генерал де Фонжелуа ("Зигфрид", 1928), Меркурий ("Амфитрион 38", 1929), Страж ("Юдифь", 1931), Инспектор ("Интермеццо", 1933), Гектор ("Троянской войны не будет", 1935), Нищий ("Электра", 1937), Ганс ("Ундина", 1939), Тряпичник ("Безумная из Шайо", 1945) и др. Ж. был актером острой интеллектуальности, мощной выразит, силы, его иск-ву присущи и жестокая, злая сатира (Кнок), и мягкий юмор, лиризм (Жан), и скорбный трагизм (Гектор). В иск-ве Ж. всегда преобладала гуманистич. направленность, он стремился раскрывать' внутренний мир человека, утверждал духовную красоту и поэзию, В своих лучших пост., отмеченных высоким художеств. вкусом, Ж. поднимал острые темы современности - войны и мира, нац. розни, обреченности бурж. об-ва. Ж. был выдающимся интерпретатором классич. драматургии, особенно Мольера. Спектакли "Школа жен" (1936), "Дон Жуан" (1947), "Тартюф" (1950), в к-рых Ж. играл гл. роли, отличались тонким раскрытием авторского замысла, изысканным артистизмом и вместе с тем острым чувством современности. Ж. вел педагогич. работу: с 1934 - профессор драм. классов консерватории. Президент Общества истории т-ра. В 1951 был назначен советником по вопросам т-ра при Гл. упр. иск-ва и лит-ры. Много снимался в кино (впервые в 1913) и экранизировал пост. им спектакли ("Кнок" и др.). С о ч.: Reflexions du comedien,P., [1952]; Temoignages sur le theatre, P., 1951 (в рус. пер.-Мысли о театре, М., 1960); Le comedien desincarne. P., [1954]. Лит.: Brasillach R., Animateurs de theatre, P., [1936]; V e i n s t e i n A., Du Theatre Libre au Theatre Louis Jouvet, P., [1955]; L i e Ь о w i t z-K n a p p В., Louis Jouvet. Man of the theatre, N. Y., 1057. E. Ф.