О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Жа Жб Жв Жг Жд Же Жж Жз Жи Жй Жк Жл Жм Жн Жо Жп Жр Жс Жт Жу Жф Жх Жц Жч Жш Жщ Жъ Жы Жь Жэ Жю Жя
 

ЖУЛЕВА

ЖУЛЕВА (по мужу - Небольсина), Екатерина Николаевна [30. VIII (11. IX). 1830 - 29. VI (12.VII). 1905, Петербург] - русская актриса. Училась в Моск. (с 1840) и Цетерб. (окончила в 1847) театр. уч-щах; с 1846 участвовала в спектаклях Александрийского т-ра. В 1847-1905-в труппе этого т-ра. Внешне привлекательная, эмоциональная актриса, Ж. обладала хорошим голосом (сопрано). Начав с водевилей, Ж. первое время увлекалась ролями с переодеванием - "травести": Габриэль ("Девушка-гусар" Кони), юнкер Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата тою же монетою" Орлова) и др. Благодаря естественности и непринужденности игры, искренности чувства и задушевности пения Ж. стала к 1851 одной из ведущих водевильных актрис петерб. сцены. С большим успехом выступила и в опере (Роза - "Андорская долина" Га-леви, сезон 1851 - 52). Как драматич. актриса Ж. выделилась исполнением роли Офелии (1849- 1850); играла в мелодрамах: Амалия ("30 лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Эсмеральда ("Эсме-ральда, или Четыре рода любви" по Гюго, сезон 1851 - 1852). Первые роли Ж. в рус. классике - Лиза ("Горе от ума", 1847-48), Дарья Васильевна ("Провинциалка" Тургенева, 1855-56), Донна Анна ("Каменный гость" Пушкина, 1855-56). Дарование Ж. проявилось наиболее полно с переходом в 60-х гг. на роли "грандам", пожилых светских женщин, благородных матерей. Ее героини отличались импозантностью и элегантностью. Ж. мастерски раскрывала внутр. сущность образа; ее тон, мимика, жест были всегда органичны для данного лица. Среди ее ролей - Туру-сина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Царица Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского, 1872), Чебоксарова ("Бешеные деньги", 1876), Хлестова ("Горе от ума", 1880), Анна Андреевна ("Ревизор", 1881), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1895), Гурмыжская ("Лес", 1896). В 1896 в связи с 50-летием сценич. деятельности Ж. получила звание засл. артистки. Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, "Пантеон и Репертуар русской сцены", 1850, т. 3, кн. 6, с. 3-8, 10, 11 [Театральная летопись]; его же, Е. Н. Жулева, артистка русской сцены, "Пантеон", 1852, т. 2, март, кн. 3, с. 27- 34; Вольф А. И., Хроника петербургских театров, СПБ. 1877, ч. 1-2; С.-в Н. ГН. А. Селиванов], Е. Н. Жулева (по поводу 50-летия ее сценич. деятельности), "ЕИТ". Сезон 1895-1896 гг., СПБ, 1897, с. 390-405; его же. Репертуар Жулевой (1846-1896), там же, с. 406-411. E. Фил.