О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
За Зб Зв Зг Зд Зе Зж Зз Зи Зй Зк Зл Зм Зн Зо Зп Зр Зс Зт Зу Зф Зх Зц Зч Зш Зщ Зъ Зы Зь Зэ Зю Зя
 

ЗАВАДСКИЙ

ЗАВАДСКИЙ, Юрий Александрович [р. 30.VI (A2VII). 1894, Москва-русский советский режиссер, наДтер, педагог, театральный деятель. Нар. арт. СССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Род. в дворянской семье. Учился в Моск. ун-те; в 1915 поступил в Студию Е. Б. Вахтангова, где был сначала художником, затем актером и режиссером. В 1924-31 - актер МХАТа. В 1924 основал студию, реорганизованную в 1927 в Театр-студию под рук. Завадского (см. Завадского студия). В 1932-35-худ. рук. Центр, т-ра Красной Армии, в 1936-40 - Ростовского т-ра им. Горького. С 1940 - гл. режиссер Московского т-ра им. Моссовета. Ведет педагогич. работу в ГИТИСе (с 1940). С 1947-профессор. Гос. пр. СССР (1946, 1951). Создав первые роли - Антоний ("Чудо св. Антония" Метерлинка, 1916), Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922) - под руководством Вахтангова, 3. воспринял от него стремление к изящной театр. форме, праздничности, легкости сце-нич. представления. Работа под рук. Станиславского в МХАТе над ролями Чацкого (1925), Графа Альмавивы ("Женитьба Фигаро", 1927), Трубецкого ("Николай 1и декабристы" А, Р. Кугеля, 1926) открыла перед 3. неисчерпаемые возможности, определила стремление к глубокому анализу душевной жизни человека. В годы работы в Театре-студии порой театр. форма постановок становилась для 3., увлеченному театр. "игрой", самоцелью ("Волки и овцы"; "Школа неплательщиков" Вернея и др.). Искусство 3. достигло зрелости к сер. 30-х гг., когда выявились лучшие черты его творчества - лиризм, рождающийся в результате проникновенного раскрытия характеров современников, оптимизм восприятия жизни художником. Героическое, великое раскрывалось им как задушевное, органически присущее каждому человеку -спектакли "Мстислав Удалой" Прута (1932), "Гибель эскадры" (1934), пост. в ЦТКА; "Машенька" (1941), "Нашествие" (1943); "Встреча в темноте" Кнорре (1944), "Бранденбургские ворота" Светлова (1946), пост. в Т-ре им. Моссовета. 3. вписал яркую страницу в сценич. историю комедий Гольдони ("Трактирщица", 1940, "Забавный случай", 1942) и Шекспира ("Укрощение строптивой", 1938, "Виндзорские насмешницы", 1957), утверждая при пост. этих спектаклей принцип контрастного сочетания драматизма и комедийности, психологической правды и откровенной театральной игры. Опытный режиссер-педагог, 3. воспитал ряд выдающихся актеров - В. П. Марецкую, Н. Д. Мордвинова, О. Н. Абдулова, Р. Я. Плятта и др., создал актерскую школу, особенностями к-рой являются легкость перевоплощения, широкий диапазон творчества-от остродраматических трагедийных ролей до фарсовых, буффонных. Увлекаясь живописью (3. нередко выступал в ранние годы художником своих спектаклей), 3. всегда уделяет большое внимание внешнему облику спектакля, являясь сторонником поэтич., изящного образа постановки. Среди спектаклей, пост. 3. в 40-е гг., - "Отелло" (1945), "Госпожа министерша" Нушича (1946). Среди лучших спектаклей, поставленных 3. во 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг.: "Дали неоглядные" (1957) и "Летом небо высокое" (1960) Вирты, "Битва в пути" по Николаевой (1958), "Антей" Зарудного (1961). Эти спектакли свидетельствуют о дальнейшем развитии 3. принципов лирич., светлого воспроизведения совр. действительности. Соч.: Из опыта режиссера, в сб.: Работа режиссера над советской пьесой, М.-Л., 1950; Работа режиссера с художником и композитором, в кн.: Режиссер в советском театре, М.-Л., 1940; Композиция сценического пространства, в сб.: Театральный альманах, кн. 2 (4), M., 1946. Лит.: Образцова А. Г., Режиссерское творчество Ю. А. Завадского. Автореф. дисс., М., 1951; Незнамов М., Творческий путь театра, [Ростов-на-Дону], 1939. А. О.