ЗОННЕНТАЛЬ
ЗОННЕНТАЛЬ (Son-nenthal), Адольф фон (21. XII. 1834 -4. IV. 1909)-австрийский актер. В 1856 был принят в венский "Бургте-атр" Г. Лаубе, у к-рого прошел школу сценич. иск-ва. 3. получил признание в 1863 после исполнения роли Уриэ-ля Акосты (о. п. Гуц-кова). В течение полувека 3. был одним из ведущих актеров "Бург-театра", играл роли молодых героев в бюргерской драме, светских комедиях, а также в трагедиях Шиллера - Фиеско, Позу ("Заговор Фиес-ко", "Дон Кар-лос") и Фердинанда. Прекрасная внешность, элегантность способствовали успеху 3. в салонных пьесах В. Сарду и Э. Ожье. Творчество 3. развивало традиции "Бургтеатра" - естеств. простоту в передаче чувств героя, высокое мастерство сценич. слова, стремление создавать гармонич. ясные образы. Проповедь гуманистич. идеалов, пафос человеческой мысли привлекали к актеру демократич. зрителя. В его игре проявлялась благородная изысканность, тонкость и изящество. В классич. репертуаре, сыгранном 3. в 80-90-х гг., наиболее значит, были роли: Гамлет, Отелло; Валленштейн (о. п. Шиллера), Натан Мудрый (о. п. Лессинга). В спектакле "Месяц в деревне" Тургенева (1884) 3. исполнял роль Ракитина. В конце своего творч. пути сыграл роль Геншеля ("Возчик Геншель" Гауптмана), внеся в натуралистич. пьесу поэзию и подлинный драматизм. С 1887 3. был членом режиссерской коллегии "Бургтеатра". Соч.: Briefwechsel, hrsg. von H. v. Sonnenthai, Bd l, Stuttg.- B., 1912. ' Лит.: Laub e H., Das Burgtheater, Lpz., 1868; Richter H., Schauspieler-Charakteristiken, Lpz.-Harab., 1914; Игнатов С. С., История западноевропейского театра ново'-го времени, М.-Л., 1940, с. 198. д Лоб. 3OHOB, Аркадий Павлович (г. рожд. неизв.-ум. 25. VII.1922) - русский советский режиссер. Окончил драм. отд. (кл. Вл. И. Немировича-Данченко) Моск. филармонич. уч-ща (1899). Участвовал в спектаклях МХТ (с 1898 играл под псевд. Павлов). Роли: Голубь-отец, 2-й волхв ("Царь Федор Иоаннович" и "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого). С 1902 был режиссером в труппе Мейерхольда и Кашеверова в Херсоне, затем работал с Мейерхольдом в Тифлисе и Москве. В 1907-08 - реж. труппы В. Ф. Комиссар' жевской, Передвижного театра П. П. Гайдебурова (пост. "Отелло", 1910), с 1914- в Москве в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской (пост. "Ночные пляски" Соллогуба). С 1916 - в Камерном т-ре (пост. "Ирландский герой" Синга, "Виндзорские проказницы" Шекспира и др.), Гос. показательном т-ре (пост. "Разбитый кувшин" Клейста), Моск. т-ре для детей (пост. "Прекрасный Иосиф" Чумаченко, 1922) и др. Вел педагогическую работу. В 1922 организовал студию "Зоновцы" (пост. "Кандида" Шоу). Творчество 3. отмечено неустанными поисками точных выразит, средств, стремлением к глубокому осмыслению образов. Лит.: Марков П., Памяти учителя, "Театр и музыка", М., 1923, ј 8(21), с. 714-15; С а х н о в с к и и В., Бог Лар театра, "Мастерство театра", М., 1922, ј 1, с. 70-75. С. Г.