ИБСЕН
ИБСЕН (Ibsen), Генрик [20.III.1828, Шиен,- 23.V.1906, Христианин (ныне Осло)] -норвежский драматург, театральный деятель. Творчество И. явилось высшим достижением реалистич. зап.-европ. драматургии 19 в. и во многом определило расцвет критич. реализма в норв. лит-ре, на к-рый указывал Ф. Энгельс: "...Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 418). И. рос в семье разорившегося купца. Рано познал материальные лишения и горечь обществ, неравенства. Работая учеником аптекаря в г. Гримстаде, он написал свою первую, юношескую драму "Катилина" (1849), примечательную ти-раноборч. мотивами, навеянными событиями 1848. В 1850-51 И. жил в Христианин, занимался журналистикой. К активной театр. и драматургич. деятельности И. обратился в 1852, когда он был приглашен на пост художеств. руководителя, режиссера и драматурга "Норвежского театра" в Бергене. Общественно-политические и эсте-тич. принципы И.сформировались под влиянием идей норв. крестьянской демократии, борьбы за нац. независимость и нац. культуру. В романтич. драмах "Ночь на св. Ханса" (1852), "Фру Ингер из Эстрота" (1855), "Пир в Сульхауге" (1855), "Улаф Лильекранс" (1856) (все пост. И. в бергенском "Норвежском т-ре"), "Воители в Хельгеланде" (1857, "Норвежский т-р" в Христианин-1878), в к-рых используется материал норв. истории, нар. творчества, выражены идеи свободолюбия и патриотизма, мир гордых и благородных героев прошлого противопоставляется мелочному корыстолюбию представителей бурж. общества. Возглавляя в 1857-62 "Норвежский т-р" в Христианин, И., как и в период работы в Бергенском т-ре, своей режиссерской деятельностью и критич. статьями борется за подлинно нац. иск-во, насыщенное обществ. содержанием, за иск-во, идеи, темы и стиль к-рого заложены "...в народе как неосознанное требование и как совершенно исчерпывающее выражение для свойственного нашей эпохе восприятия национального начала" (цит. по кн.: Ибсен Г., Собр. соч., т. 4, 1958, с. 737). Эстетич. взгляды И. в это время не свободны от отвлеченно-романтич. представлений о "нар. духе", о существенном в иск-ве, лишенном конкретных взаимосвязей с реальностью, в них сказывается влияние эстетизма. И. преодолевает эти тенденции в пьесе "Комедия любви" (1862, Христианийский т-р-1878), в к-рой он впервые создал сатирич. образ чиновничье-филистерской Норвегии, высмеял претенциозные мещанские идеалы. В драме "Борьба за престол" (1863, "Норвежский т-р" в Христианин) И. вновь обратился к национально-историч. тематике. Зрелость и демократизм политич. концепции этой пьесы подчеркиваются точным и широким изображением картин нар. жизни, глубоким раскрытием идейно-нравственного содержания центр, образов. В 1864 И. уехал из Норвегии и до 1891 жил за границей, преимущественно в Италии и Германии. Новый этап творчества И. определяется разочарованием драматурга в норв. крестьянской демократии, его окончательным разрывом с буржуазно-либеральными деятелями. Гневная критика гос. и этич. норм совр. бурж. общества, присущего ему меркантилизма, духовного бессилия составляет пафос драматич. поэм "Бранд" (1865, "Новый т-р" в Стокгольме-1885) и "Пер Гюнт" (1866, Христианийский т-р-1876). В "Бранд е" получает развитие гл. тема И.- свобода личности и, в частности, человеч. призвания. Трагич. конфликт этой философской драмы определяется индивидуалистич. бунтом героя, лишенным конкретного социального содержания. Противопоставляя духовный максимализм Бран-да антигуманности бурж. мира, И. вместе с тем сознает противоречивость своих индивидуалистич. идеалов. Гл. герой пьесы "Пер Гюнт" - философско-симво-лич. воплощение буржуазного индивидуума с его беспринципностью, приспособляемостью, эгоцентризмом. Являясь антиподом Бранда, Пер Гюнт в то же время родствен ему своим гипертрофированным индивидуализмом. Многообразие идейных и эстетич. задач, решаемых И. в "Пер Гюнте", предопределило многоплановость композиции поэмы, сложное, но гармоничное переплетение гротеска, социальной сатиры .и лирики, элементов реалистического и фантастического. Окончательно порывая с романтич. тенденциями, И. не отказывается от использования нар. поэзии и сказок. В 70-е гг. в творчестве И. критика идеологии и практики капиталистич. общества становится все более последовательной и гневной. И. восхищается рус. революц.-демократич. движением: "Россия-одна из немногих\стран на земле, где люди еще любят свободу и приносят ей жертвы. Поэтому-то страна и стоит так высоко в поэзии и искусстве" (цит. по кн.: Адмони В., Генрик Ибсен, 1956, с. 157). Однако, как и в 60-е гг., понимание несостоятельности и антигуманности капиталистич. обществ енно-политич. системы не перерастало у И. в осознание необходимости пролетарской революции: позитивная программа драматурга сводилась к отвлеченным требованиям "всемирного потопа", "революции духа", уничтожения всякого гос-ва. В своих следующих пьесах, написанных в жанре психологич. драмы, И. переходит от изображения широкой картины действительности к анализу отдельных явлений совр. жизни. Он стремится показать контраст между благополучной видимостью и внутренней деградацией бурж. мира. И. создал новый тип аналитич. драмы, в к-рой особое значение приобретают предыстория персонажей, скрытые, внутренние причины их поступков, лаконичные и существенные для композиции пьесы бытовые детали. Действенное начало пьесы заключается не столько в развитии сюжета, сколько в духовной борьбе персонажей. Новаторское содержание реализма И. с особой силой проявляется в четком, интеллектуально насыщенном, тщательно мотивированном диалоге, обладающем глубоким подтекстом. Драмы И. "...рисуют нам хотя маленький и среднебуржуазный, но совершенно несоизмеримый с немецким мир - мир, в котором люди еще обладают характером и инициативой и действуют, хотя зачастую с точки зрения иноземных понятий довольно странно, но самостоятельно" (ЭнгельсФ., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 420). Бунт героев против бурж. среды всегда связан с активным утверждением прав свободной и цельной личности, но никогда не приводит их к пониманию гл. причин трагич. положения, к-рое они стремятся преодолеть. В сатирич. комедии "Союз молодежи" (1869, Христианийский т-р), в драмах "Столпы общества" (1877, там же), "Враг народа" (1882, там же - 1883) социальная проблематика получила выражение в критич. изображении порочных экономич. и политич. основ общества. Но чаще И. приходит к подобной постановке вопроса, к острым социально-критич. выводам, разрабатывая сугубо нравственные психологич. темы. В пьесе "Кукольный дом" (1879, Королевский т-р в Копенгагене) тема освобождения личности, обличение ханжества бурж. семейных отношений перерастают в обобщенное обвинение бесчеловечности обществ, устройства. В "Привидениях" (1881, труппа И. Весселя, Чикаго- 1882) трагедия фру Альвинг и ее сына раскрывается как следствие общего распада бурж. семьи, морали, религии, их лицемерной, компромиссной сущности. В 80-90-х гг. в драматургич. методе И. происходят существенные изменения. Тончайший психологич. анализ, реалистич. обрисовку характеров и среды И. органично сочетает с разработанной им в "Бран-де" и "Пер Гюнте" системой символов, "со стремлением обобщить действительность до синтетических образов" (Луначарский А. В., Лит. газета, 1931, 29 марта). Сила социального обличения ослабевает, трагич. неспособность И. увидеть конкретные, действенные формы борьбы за радикальное изменение обществ, отношений приводит его к пересмотру проблемы "брандовского" стоицизма, проблемы героя-бунтаря. Эта тенденция характеризует драмы "Дикая утка" (1884, "Норвежский т-р" в Бергене), "Росмерсхольм" (1886, там же), "Женщина с моря" (1888, Христианийский т-р-1889). Но гуманистич. позиции И. находят новое выражение в стремлении развенчать индивидуализм героев драм "Гедда Габ-лер" (1890, Христианийский т-р), "Строитель Сольное" (1892, Христианийский т-р-1893), "Йун Габриель Боркман" (1896, Драматич. т-р в Стокгольме). Основу драмы "Маленький Эйольф" составляет борьба гуманистич. и эгоистич. начал в человеке (1894, Христианийский т-р-1895). В "драматическом эпилоге" "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" (1899, Королевский т-р в Копенгагене - 1900) И. осуждает антиобщественное, лишенное человечности искусство. Творчество И. оказало большое влияние на развитие мировой реалистич. драматургии и театр. культуры. Это влияние проявляется в произв. Г. Гауптмана, Б. Щоу, Дж. Голсуорси, Г. Хейберга, Н. Грига, А. Миллера, Дж. Пристли и др. драматургов. Пьесы И. способствовали формированию идейно-эстетич. принципов крупнейших актеров и театр. коллективов скандинавских стран, Германии, Франции, США, Англии, Италии, Польши. Они входят в репертуар т-ров мн. стран. В России И. получил известность в конце 19 в. Среди лучших пост. его пьес на рус. сцене: "Кукольный дом" (1884; Нора - Савина), "Пир в Сульхауге" (1896; Маргит - Савина, Снгне - Мичурина-Самойлова, Баутесен - Давыдов) в Александрийском т-ре; "Воители в Хельгеланде" (1892; Йордис - Федотова, Дагни - Ермолова, Сигурд - Южин), "Джон Габриель Боркман" (1904; Элла - Ермолова, Гунхильд- Федотова), "Привидения" (1909; фру Альвннг - Ермолова, Освальд - Остужев) в Малом т-ре; "Кукольный дом" (1904), "Строитель Сольнес" (190о), "Гедда Габлер" (1905) в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (гл. роли здесь играла В. Ф. Комиссаржевская, в ее трактовке этих ролей зрители видели резкий протест против бурж. общества); "Маленький Эйольф" (1905) в Передвижном т-ре под рук. П. Гайдебурова п Н. Скар-ской. В ролях Бранда и Освальда выступал П. Ор-ленев. В Моск. Художеств. т-ре были созданы наиболее значит, в дореволюционной России ибсеновские спектакли: "Гедда Габлер" (1899; Гедда - Андреева, Тесман - Москвин, Левборг - Станиславский), "Доктор Штокман" ("Враг народа", 1900; Штокман - Станиславский), "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" (1900; Рубек - Качалов, Ирена -Савицкая, Майя - Книппер), "Дикая утка" (1901; Верле-Вишневский, Яльмар - Качалов), "Столпы общества" (1903; Бер-ник - Станиславский), "Бранд" (1906; Бранд - Кача лов), "Пер Гюнт" (1912; Пер Гюнт - Леонидов, Сольвейг - Коренева, Осе - Халютина). Нек-рые пост. МХТ ("Доктор Штокман", "Бранд") выразили ан-тибурж. пафос драматурга, раскрыли своеобразие его реализма. Передовые деятели рус. т-ра работали над драмами И. в сложной обстановке, когда ряд критиков (К. Бальмонт, Д. Мережковский, А. Белый, И. Аполлонская) писали об И. как о мистике, анархисте, эстете. Это сказалось в пост. "Гедды Габлер" Мейерхольдом. Объективную оценку творчества И. дала марксистская критика - Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский, В сов. т-ре в 30-е гг. были пост. значит, спектакли: "Столпы общества" (1934; Берник- Певцов), "Кукольный дом" (1936; Нора - Карякина) в Ленингр. акад. т-ре драмы; "Нора" (1939; Нора-Гиацинтова, Гельмер - Берсенев) в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола и др. В 50-60-х гг. выделяются пост. пьес: "Привидения" в Воронежском т-ре (1955; фру Альвинг - Супротивная, Освальд - Вишняков), Моск. драм. т-ре (1956, фру Альвинг -Еню-тина, Освальд - Песелев), Малом т-ре (1957; фру Альвинг - Гоголева); "Гедда Габлер" (1956; ГеддаСухаревская) в Моск. т-ре киноактера, "Нора" (1959; Hopa - Орлова, Саввина) в Т-ре им. Моссовета; "Кукольный дом" (1960; Hopa - Калинина) в МХАТе, "Столпы общества" (1960; Берник - Шатов) в Моск. т-ре им. Пушкина. Осуществлена лит.-муз. композиция драм. поэмы "Пер Гюнт" в пост. В. Аксенова, А. Глумова, Л. Колесова. Во мн. муз. т-рах Сов. Союза пост. балет "Сольвейг, или Ледяная дева" Асафьева (на муз. Э. Грига), созданный на материале драматич. поэмы И. Соч.: Samlede verker, v. 1-10, Kbh., 1898-1902; Samlede verker, v. 1-21, Oslo, 1928-1957; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-8, M., 1903-1907; Избр. соч., M.-Л.. 1951; Собр. соч., т. 1-4, M., 1956-58. Лит.: Маркс К. и ЭнгельсФ., Избр. письма, 1953 (Ф. Энгельс-П. Эрнсту); Цеткин К., Генрик Пб-сен, "Иностр. лит-ра", 1956, .ј 5; M e p и н г Ф., Генрик Ибсен, в кн.: Литературно-критич. работы, т. 2, M.-Л., 1934; Плеханов Г., Генрик Ибсен, в кн.: Искусство и литература, М., 1948; Луначарский А., Хенрик Ибсен, в кн.: И б с e н X., Избр. драмы. Л., 1935; Б л о к А., Г.Ибсен, в кн.: Собр. соч., т. 9, Л., 1936; Минский Н., Г. Ибсен. Его жизнь и литературная деятельность, СПБ. 1897; И e г e p Г., Г. Ибсен, М., '1892; Н ем и p о в и ч -Данченко В., Формы театра Ибсена, "Новый зритель", 1928, ј 14; А д м о н и В., Г. Ибсен, М., 1956; его же, Творческий путь Г. Ибсена, в кн.: Ибсен Г., Собр. соч., т. 1, М., 1956; его же, Эстетические взгляды Г. Ибсена, там же, т. 4, М., 1958; Янковский М., Ибсен на русской сцене, там же, т. 4, М., 1958; Haakonsen D., H. Ibsens realisme, Oslo, 1957; K o h t H., H. Ibsen. Eit diktarliv, Oslo, 1954; Shaw В., The quintessence of ibsenism, L., 1891; N о г t h a ni J., Ibsen*s dramatic method, L., 1952; W e i-g a n d H. J., The modem Ibsen, N. Y., 1960; L o t h а г R., H. Ibsen, Lpz. -B.-W., 1902; Ollen G., Ibsens dramatik, Stockh., 1955; Lund A., H. Ibsen og det norske teater, Oslo, 1925; Heiberg G., Ibsen og Bjornson paa scenen, Oslo, 1918; Nilsson N. A., Ibsen in Russland, Stockh., 1958; Ehrhard A., H. Ibsen et le theatre contemporain, P., 1892. Вл. М.