О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Иа Иб Ив Иг Ид Ие Иж Из Ии Ий Ик Ил Им Ин Ио Ип Ир Ис Ит Иу Иф Их Иц Ич Иш Ищ Иъ Иы Иь Иэ Ию Ия
 

ИЕЗУИТСКИЙ ТЕАТР

ИЕЗУИТСКИЙ ТЕАТР - театральные представления в духовных школах Ордена иезуитов. И. т. возник в Германии и Австрии. Существовал в 1555- 1773. И. т.-одна из ветвей школьного театра. Являлся средством пропаганды идей и догм католич. церкви. На протяжении двух столетий стиль иезуитской драмы претерпел существ, изменения, но ее сущность оставалась реакционной. Иезуитские драмы писались и игрались на лат. яз. для усовершенствования учащихся в знании языка. По закону 1599 авторами пьес и постановщиками спектаклей могли быть только педагоги-иезуиты, а исполнителями - ученики иезуитских школ. Воспитанникам школ, готовящимся к духовному и гос. поприщу, рекомендовалось обучаться сценич. иск-ву для усовершенствования в благородстве манер, грации и красноречии. Тематика пьес и стиль исполнения представлений неоднократно менялись: в 16 в. они приближались к средневековым мистериям и литургич. драме, в последний период существования И. т. (1740- 1773) создавались драмы в стиле классицизма. Первоначально сюжеты черпались из Ветхого завета. Были драмы и на темы "страстей господних" и деяний святых, позднее преобладание получили историч. пьесы, в трактовке к-рых особенно сказалась реакц. сущность И. т.- пьесы посвящались поборникам католич. церкви, возвеличивали защитников монархии. Средства на содержание И. т. давал Орден иезуитов, а также родители учащихся. Во многих немецких княжествах, где т-ры субсидировались князьями, спектакли шли в придворном т-ре. Постепенно они стали частью дворцовых увеселений. Стремление угодить вкусам придворной публики, а также необходимость соперничать с входившими в моду итал. операми и франц. балетом, заставили деятелей И. т. 17 в. усилить зрелищность спектаклей. Для И. т. этой поры была характерна помпезность постановок, Роскошь декораций и костюмов, обилие сценич. эф-ектов, преобладание в спектаклях монументальных массовых сцен, музыки, пения и танцев. Этому способствовало развитие в 17-18 вв. сценич. техники. На смену симультанной декорации пришла кулисная сцена-коробка с перспективными декорациями. Используя разнообразную машинерию и пиротехнику, постановщики осуществляли сложные сценич. эффекты-полеты, превращения, феерич. чудеса. И. т. имел свою строго разработанную театр. эстетику, типичными ее выразителями были Я. Понтан (1542-1626) - преподаватель древних языков и риторики в иезуитских коллегиях и Ф. Ланг (1654- 1725) - монах Ордена иезуитов. Понтан в своей "Поэтике" (1594) разграничил драм. жанры. Он различал три вида драмы - комедию, трагикомедию и трагедию. Понтан отрицал возможность создания драм из жизни простого народа, т. к. бедствия и несчастья людей низкого состояния, по его мнению, не способны возбуждать душевное волнение. В книге "Рассуждение о сценической игре" (изд. 1727) Ланг делится своим многолетним опытом режиссерской работы в И. т. Он подытоживает двухсотлетнюю историю И. т. и устанавливает ряд формальных правил внешней сцеиич. выразительности. Излагая классицистскую систему сценич. иск-ва, Ланг делает упор на внешние приемы актерского исполнения, на эффектность декораций. Указания по технике сценич. иск-ва привлекли к этой книге внимание деятелей школьных т-ров ряда стран, в частности она была популярна в рус. и укр. духовных семинариях, по ней изучали основы сценич. иск-ва школьного т-ра. Лит.: Мокульский С., Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. l, M., 1953; F 1 e ni m i n g W., Geschichte des Jesuitentheaters in den Landern deutscher Zun-e, В., 1923; H a p p A., Dramentheorie der Jesuiten, Munch., 1923; Резанов В. И., К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов, Нежин, 1910. Г. Гур. ИЖЕВСКИЙ ТЕАТР (Ижевский русский драматический театр им. В. Г. К о роленко) - русский советский театр. Осн. в 1935. В И. т. работали режиссеры А. Б. Скибневский, И. Л, Фельдман, С. Т. Смирнов, С. А. Гляттер, актер A.C. Глотко, художники-B.C. Марин, А.Ф. Фокин и др. Т-р ставит пьесы местных авторов ("Русский друг" Власова и Модзалевского, 1960; о пребывании Короленко в Удмуртии), удмуртских писателей ("У волка своя тропа" Широбокова, 1958). В труппе (1962): нар. артистка Удм. АССР и засл. арт. РСФСР E. А. Смирнова, нар. артисты Удм. АССР E. Г. Романова, Б. П. Гальнбек, засл. артисты Удм. АССР А. К. Грозин, И. К. Рижская и др. Гл. режиссер- засл. арт. С.-О. АССР Н. Г. Шуров. Пост.: "Аристократы" (1935), "Маскарад" (1940); "Сирано де Бержерак" Ростана (1944), "Молодая гвардия" по Фадееву (1947), "Егор Булычев и другие" (1952; реж. Ящиковский), "На дне" (1952); "Персональное дело" Штейна (1954; в роли Хлебникова - Исаев), "Ромео и Джульетта" (1955); "Вечный источник" Д. Зорина (1957; в роли Ленина - Пастунов), "Леший" Чехова (1960), "Живой труп" (I960; реж. Кац). Т-р рассчитан на 750 мест. 4. ff?