О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Иа Иб Ив Иг Ид Ие Иж Из Ии Ий Ик Ил Им Ин Ио Ип Ир Ис Ит Иу Иф Их Иц Ич Иш Ищ Иъ Иы Иь Иэ Ию Ия
 

ИЛЛЮЗИОНИЗМ

ИЛЛЮЗИОНИЗМ (от франц. illusionner - вводить в заблуждение) - вид циркового искусства. Актер-иллюзионист демонстрирует исчезновения, появления, превращения вещей, животных и людей, кажущиеся сверхъестественными, а на самом деле построенные в основном на обмане зрения (падение воды из пустого сосуда, возникновение женщины из огня). В иллюзионных номерах используется обычно специальная аппаратура (ящики с потайными пружинами, с двойным дном, разл. комбинации зеркал и др.), создающая иллюзию нарушения привычных понятий о физич. свойствах окружающих нас предметов. И. восходит к древнему искусству фокусников, представлениям бродячих актеров (гистрионы, жонглеры). В 19 в. в Париже выступал изобретатель иллюзионной аппаратуры И. Гуден. Когда для совершенствования этой аппаратуры начали использовать новые достижения техники, а трюки стали строиться на изучении законов оптики, механики, химии, И. получил распространение в эстрадных и цирковых программах. Наряду с развитием иллюзионной техники шла выработка особых приемов актерского мастерства, усложнение сюжета иллюзионных номеров. Многие совр. иллюзионные номера включают и др. виды цирк. иск-ва (жонглирование, акробатику). В 19 - 1-й пол. 20 вв. исполнители иллюзионных номеров в Зап. Европе изображали людей, одаренных сверхъестеств. магич. силой, создавали атмосферу мрачной таинственности. Среди зарубежных иллюзионистов - Данте, Ке-фало, Окито, Каленаг. Иллюзионисты сов. цирка Кио (Э. Ф. Ренард), Алли-Вад (А.Вадимов), М. Марчес, А. и Р. Сокол, А. Фурманов, Ван Ю-ли, Ван Тен-тау и др. создали средствами своего жанра веселое увлекательное зрелище, включающее театрализованные сценки, нередко насыщенные политич. сатирой. Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и м о в А. (Алли-Вад), Искусство фокуса, М., 1959. jf 5,