О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Иа Иб Ив Иг Ид Ие Иж Из Ии Ий Ик Ил Им Ин Ио Ип Ир Ис Ит Иу Иф Их Иц Ич Иш Ищ Иъ Иы Иь Иэ Ию Ия
 

ИЛЬИНСКИЙ

ИЛЬИНСКИЙ, Игорь Владимирович [p.ll(24).VIL 1901, Москва]-русский советский актер. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1960" В 1917 поступил в театр. студию, руководимую Ф. Ф. Комис-саржевским. Впервые выступил на проф. сцене в 1918 в Т-ре им. В. Ф. Комиссаржевской (Старик - "Лисистрата" Аристофана). В 1918 И. - актер Т-ра ХПСРО. Затем работал в ряде моек. т-ров - оперетта, "Летучая мышь", Теревсат, МХАТ, Первый гос. т-р для детей и др. Прс-буя свои силы в различных жанрах, И. наибольших успехов добивается в комедийных ролях: Селим ("Похищение из гарема" Моцарта), Антонио ("Женитьба Фигаро") и др. Уже в этот период обнаружилось огромное сценич. обаяние актера, его большая эмоциональная заразительность, склонность к яркой комедийной форме, мастерство перевоплощения. В 1920 И. поступил в Т-р РСФСР 1-й, преобразованный впоследствии в Т-р им. Мейерхольда, где работал до 1935. Его привлекли задача создания агитационно-политич. т-ра, поиски новых революционных форм. Участвовал в спектакле "Зори" Вер-харна (небольшая тра гедийная роль фермера Гислена). В конструктивистском, биомеха-нич. спектакле "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922) играл роль ревнивца Брюно, сочетая в своем исполнении элементы лирики, драматизма, акробатики. Виртуозное мастерство актера проявилось в исполнении роли Аркашки Счастливцева, насыщенном трюками и аттракционами ("Лес", 1924). Психология, и одновременно эксцен-трич. образ Расплюева создал И. в "Свадьбе Кречинского". Важную роль в творчестве И. сыграли его встречи с Маяковским, в произв. к-рого раскрылся комедийно-сатирич. талант актера: в 1921 он исполнил роль растерянного Соглашателя в "Мистерии-Буфф", используя приемы нар. балагана, в 1929 создал обобщенный, гиперболизированный образ воинствующего обывателя, общественного паразита Присыпкина в "Клопе". В Т-ре Мейерхольда определились характерные для иск-ва И. черты: смелость творческих поисков, понимание условной природы т-ра, высокая актерская техника. Одновременно с работой в Т-ре Мейерхольда И. выступал в спектаклях Моск. драм. т-ра (с глубоким драматизмом играл Тихона - "Гроза", 1922), 1-й Студии МХАТа (Грумио - "Укрощение строптивой" Шекспира, 1923). С 1938 - в труппе Малого т-ра. Дебютировал в роли Хлестакова. Затем играл роли Загорецкого ("Горе от ума"), Счастливцева, утвердив исполнением этих ролей свою близость реалистич. традициям "Дома Щепкина". В этот период сценич. создания И., сохраняя остроту и смелость формы, приобретают большую жизненную глубину и цельность. В Малом т-ре И. впервые выступил в роли совр. положит. героя - председателя колхоза Чеснока ("В степях Украины" Корнейчука, 1941, Гос. пр. СССР, 1942). Затем сыграл роли матроса Шибаева ("Незабываемый 1919-й" Вишневского, 1950, Гос. пр. СССР, 1951) и профессора Картавина ("Когда ломаются копья" Погодина, 1953). В творчестве И. психо-логич. глубина реалистич. иск-ва, высокое мастерство сценич. речи соединяются порой с гротесковыми, иногда эксцентрич. приемами. Образы И., идейно-насыщенные, яркие и увлекательные по форме, проникнуты острым чувством современности. Большое место в репертуаре И. занимают персонажи в пьесах Островского: Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Юсов. В Малом т-ре раскрылась новая сторона дарования И.- склонность к теплому и мягкому лиризму, задушевности, высокий драматизм. Выдающимся достижением И. явилось исполнение роли Акима ("Власть тьмы", 1956). Глубоко правдивый во всех жизненных деталях образ простого крестьянина вырастает у И. в эпич. фигуру страстного поборника правды и справедливости, символизирующую победу добра и света над властью тьмы. Аким И.- одно из крупнейших созданий сов. Актерской школы. И. широко известен как один из лучших сов. комедийных киноактеров (снимается с 1924). Несмотря на условность и эксцентричность его героев (Пе-телькин - "Закройщик из Торжка", Тапиока-"Процесс о трех миллионах", Франц - "Праздник св. Иоргена"), И. заставляет зрителя поверить в их достоверность и жизненность. Лучшие работы И. в кино - обобщенно-сатирич. образы бюрократов Быва-лова ("Волга-Волга", 1938, Гос. пр. СССР, 1941) и Огурцова ("Карнавальная ночь", 1956). Склонность И. к лирике, драматизму, передаче глубоких человеческих чувств нашла свое отражение и в его концертной деятельности (как мастер художественного слова выступает с нач. 20-х гг.). Особенно ярко эти качества проявились в исполнении рассказа Карла Ивановича из "Отрочества" Л. Толстого и "Старосветских помещиков" Гоголя. В эстрадном репертуаре И. большое место занимают произведения Пушкина, Крылова, Щедрина, Чехова, Михалкова и др. И. использует в концертных выступлениях свою богатую мимику, выразит. жест, движение, достигает полного перевоплощения. И. выступает на радио (Победоносиков - "Баня", 1951, и др.). Занимается режиссурой; пост. в Малом т-ре (совм. с В. И. Цыганковым): "Ярмарка тщеславия" по Теккерею (1958, инсценировка И.), "Любовь Яровая" (1960); "Честность" Софронова (1961). Соч.: Сам о себе, М., 1961; К мастерству, М., 1960. Лит.: Марков П.А.,Игорь Ильинский,в кн.: Театральные портреты, М.-Л., 1939; К л ад о Н., Игорь Ильинский, М., Госкиноиздат, 1939; Хайченко Г., Игорь Ильинский, М., 1962. р у