АНДРЕЕВ
АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич [9 (21). VIII. 1871, Орел,- 12. IX. 1919, дер. Нейвала близ Мус-тамяки (Финляндия)] - русский писатель и драматург. Род. в семье чиновника. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1897). Лит. деятельность начал в 1895. В нач. 1900-х гг. примыкал к группе писателей "Знание". Произведения А. (повести, рассказы, драмы) проникнуты протестом против капиталистич. строя, растления чувств, бездушной и фальшивой цивилизации, за к-рой скрыты звериные инстинкты, дух убийства и разрушения. Но отсутствие положит. идеалов снижает обличительную силу творчества А., сообщает ему крайнюю противоречивость. В нач. 1900-х гг. А. пишет несколько статей о постановках в МХТ пьес А. П. Чехова, Г. Ибсена ("Когда мы, мертвые, пробуждаемся", "Доктор Штокман", "Дикая утка"), Г.Гауптмана ("Михаэль Крамер"). В этих статьях А. дает высокую оценку реализму МХТ. Однако собственные пьесы А.- одного из самых популярных в предреволюц. т-ре драматургов - в полной мере отражают противоречивый характер его творчества, проникнутого упадочными, болезненными настроениями. Именно в драмах А. принципы реализма оказываются в наибольшей степени разрушенными претенциозными символистскими "исканиями" и экспрессионистич. тенденциями. В драмах А. "К звездам" (1905; пост. 1906 нем. режиссером Вал-лентином в об-ве "Свободная народная сцена" в Вено), "Савва" (1906, Вена), "Царь Голод" (1908) выразилось анархо-индивидуалистич. понимание революции, острое неприятие капиталистич. мира (эти пьесы были запрещены царской цензурой) и одновременно неверие в возможность социального и нравственного прогресса. Постановка его драмы "Жизнь Человека" (1907, Т-р В. Ф. Комиссаржевской, реж. Мейерхольд), показывающей бессмысленность человеческого существования, явилась значит, этапом в развитии символистской режиссуры. В 1907 пьеса "Жизнь Человека" была поставлена в МХТ (реж. Станиславский). Идея бесплодности борьбы, бессилия добра и разума лежит в основе драмы А. "Анатэма", но в постановке МХТ (1909, реж. Немирович-Дан-ченко, Анатэма - Качалов) пьеса приобрела углубленное философское звучание, обличительный сарказм. Тема зыбкости человеческого сознания, силы темных иррациональных начал выражена в драме "Черные маски" (1909, Т-р В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, Т-р Незлобина в Москве). От символистской манеры А. отступает в пьесах "Анфиса" (1910, Т-р Незлобина в Москве), "Профессор Сторицын" (1912, моек. Малый и петерб. Александрийский т-ры), "Екатерина Ивановна" (1912, МХТ), "Мысль" (1914, МХТ). Изображая в этих пьесах торжество злого, темного, мелкого над высоким, добрым, чистым, победу хаоса над разумом, А. решает эту тему в рамках семейной бурж. драмы. Более последоват. обличение бурж. действительности, пошлости и грязи бурж. общества достигнуто в пьесах "Дни нашей жизни" (1908, петерб. Новый т-р) и "Gaudeamus" (1910, Т-р Незлобина в Москве и петерб. Новый т-р). Во время первой империалистич. войны А. написал дсевдо-патриотич. пьесу "Король, закон и свобода" (1914, Моск. драм. т-р, петерб. Александрийский т-р). Среди его последних пьес - мелодрамы "Тот, кто получает пощечины" (1915, моек. т-р Суходольского; Тот - Певцов, Консуэлла - Полевицкая) и "Собачий вальс" (1920, московский Гос. показательный театр. пост. Сахновского и Певцова; Тиле - Певцов). Последняя пьеса А.- "Милые призраки" (1917, петерб. Александрийский т-р, т-р Незлобина в Москве), написанная по мотивам биографии ф. М. Достоевского, проникнута характерными для А. этих лет пессимистич. настроениями. Последние годы жизни А. находился в состоянии тяжелой психич. депрессии. Он не принял Октябрьской революции; жил и умер в Финляндии. Соч. А.: Собрание сочинений, т. 1-17, СПБ, 1910-16. Лит.: Боровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956, с. 288-310; Луначарский А. В., Критические этюды, Л., 1925; Го р ь к и и М , Литературно-критические статьи, М., 1937; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т.1,М.,1954; Эфрос Н. Е., Московский Художественный театр. 1898-1923, М.-П. 1924; И. Н. Певцов. 1879-1934, Л., 1935 (статьи В. Г. Сахновского, П. А. Маркова). J1 р