ИМПРОВИЗАЦИЯ
ИМПРОВИЗАЦИЯ (франц. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный) (в театре) - сценическая игра, не обусловленная твердым драматургическим текстом и не подготовленная на репетициях. С древних времен в нар. обрядовых и бытовых играх возникали несложные драматич. тексты на злобу дня, к-рые создавали участники этих игр и тут же их исполняли. В дальнейшем из среды нар. лицедеев-импровизаторов стали выделяться проф. актеры (мимы, гистрионы, скоморохи, жонглеры и пр.). С И. были связаны проф. формы нар. т-ра: др.-греч. мим, др.-рим. фесценнины, др.-рус. т-р скоморохов, итал. комедия дель арте, франц. ярмарочный театр и др. В т-рах, пользовавшихся И., представление создавалось на основе сюжетной схемы-сценария. По ходу действия актеры сочиняли текст, прибегали к сатирич. шуткам и комич. выходкам, обращались с репликами к толпившимся вокруг подмостков зрителям. Актеры-импровизаторы широко использовали богатый опыт нар. театр. иск-ва. И. пользовались нар. актеры, выступавшие в ролях постоянных персонажей-масок и сохранявшие из спектакля в спектакль свои сценнч. функции - имена, черты характера, внешности (костюм, грим). Среди выдающихся актеров-импровизаторов - Пилад и Бафилл (др.-рим. т-р), знаменитое франц. фарсовое трио - Гро-Гильом, Тюрлюпен, Го-тъе-Гаргилъ (17 в.) и особенно актеры итал. комедии дель арте - Д. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андреини, Д. Бьянколелли, А. Сакки и др. (16-18 вв.). Аристо-кратизация комедии дель арте привела к упадку иск-ва И.: импровизированные представления вырождаются в пустое, чисто внешнее зрелище, приобретают формалистич. характер. Иск-во И. было воспринято и переработано в 18-19 вв. мн. виднейшими драматургами (Мольер, Гоцци, Гольдони) и актерами (Шредер, Фредерик-Леметр, Живокини). Реалп-стич. сатирич. тенденции т-ра И. плодотворно осваивались в процессе дальнейшего развития театр. иск-ва. В 1919-37 в Москве существовал т-р И.- "Семпе-ранте". К И. обращались мн. крупные художники сцены. Свидетельством этого является анализ игры П. С. Мо-чалова, сделанный В. Г. Белинским в его статье "Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (Собр. соч., т. 1, 1948). Деятели передового рус. и сов. т-ра- К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, а также М. Горький, утверждали ценность И. в процессе создания спектакля. И. может присутствовать в игре актера в большей или в меньшей степени. Если действия актера в роли (словесные и бессловесные) "подлинны, продуктивны и целесообразны" (С т а н и с л а в-с к и и), если они совершенно искренни и выполняются с полной непосредственностью, то они не могут быть точно повторяемы при каждом показе спектакля и, следовательно, содержат в себе И. Много раз исполняя одну и ту же роль, актер действует на каждом спектакле так, как это представляется ему целесообразным, логичным в данном случае. Присутствие И. в игре актера может служить показателем того, насколько он овладел логикой действия образа, насколько полно и искренне его переживание роли. Характер и объем И. в каждом конкретном случае определяются характером данной роли, жанром пьесы, ее режиссерским истолкованием. В совр. театр. педагогике работа над этюдами построена на И.: перед учащимся выдвигаются "предлагаемые обстоятельства" с тем, чтобы он, учитывая их, действовал так, как ему это свойственно "сегодня, здесь, сейчас". При выполнении этюда импровизируются действия, а иногда в зависимости от "предлагаемых обстоятельств" импровизируется и речь. И. применяется и в репетиционной работе над ролью, поскольку в этой работе используются этюды (напр., когда актеры и режиссер ищут такую логику поведения героя, к-рая не только вытекала бы из пьесы и режиссерского замысла, но и была бы органична самому актеру, соответствовала его индивидуальности). Лучшее из того, что удалось найти на репетициях при помощи И., включается в установленный рисунок роли. Так создается логика действий образа, к-рую актер выполняет на каждом спектакле с полной непосредственностью, прибегая к И. П. Е.