О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Иа Иб Ив Иг Ид Ие Иж Из Ии Ий Ик Ил Им Ин Ио Ип Ир Ис Ит Иу Иф Их Иц Ич Иш Ищ Иъ Иы Иь Иэ Ию Ия
 

ИНТЕРМЕДИЯ

ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. inter medius - находящийся посреди) - комическая сценка (или отд. вставные муз. хореографич. номера), разыгрываемая между действиями пьесы (иногда в тексте пьесы). И. возникли в ср.-век. т-ре в представлениях мистерий в результате проникновения в религиозный спектакль элементов нар. комедийного т-ра. Между действиями драмы духовного или историч. содержания разыгрывались комич., часто импровизиров. сценки. Эти И. часто назывались фарсами ("начинками" - от лат. farta). С И. мистериального т-ра генетически связаны И. "школьной драмы", И. различного типа существовали в т-ре эпохи Возрождения. В Италии 16 в. И., вставляемые между актами трагедий и комедий, носили характер галантно-пасторальных сцен. Широко применялись И. в комедии дель арте, во франц. т-ре у Мольера. И. в Англии называлась интерлюдия. С нач. 16 в. в Англии у Дж. Растелла и особенно у Дж. Хейвуда И. стала проводником антиклерикальной сатиры, отражая идеи гуманизма и Реформации (см. Маски). И. в Англии входила также в состав трагедии в виде шутовских сцен (у Шекспира и др.). В Испании И. получила развитие как самостоятельный жанр нар. публичного т-ра, основанный на бытовом сатирич. материале. Большой художеств. зрелости И. достигла в исп. т-ре 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. в творчестве Лоне де Руэда (наз. "пасос") и особенно Сервантеса. В Португалии И. наз. интремиш (см. Энтремиш). Чрезвычайно разнообразны по тематике И. рус. и укр. "школьной драмы" 17-18 вв. Уже в 16 в. в представлениях "школьной драмы" появились вставные части (забавные игралища). Они пародировали основной дидактич. текст представления или входили в него как самостоятельные сценки. При царях Алексее Михайловиче, Петре I и его приемниках в И. выступали шуты, "дурацкие персоны". При Анне Иоанновне И. при дворе ставились труппой итал. комедиантов под упр. Авелия. В 19-20 вв. И. превратились в самостоятельные сценки с пением и танцами. В таком виде они получили распространение в сов. т-ре, где входили непосредственно в текст спектакля, приобретая злободневный характер (И. к спектаклю "Принцесса Турандот" в Т-ре им. Вахтангова и др.). Лит.: Морозов П. О., История русского театра до половины XVIII столетия, СПБ, 1889; Белецкий А., Старинный театр в России, Л.-М., 1923; Мокульский С., История западноевропейского театра, ч. 1, М.-Л. ,1936; Della Corte A., L'Opera comica italiana del' 700, v. 1-2, Bari, [1923]; P irrota Т., Intermedium, "Die Musik in Geschichte und Gegenwart", Cassel-Basil., 1957, VI.