О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Иа Иб Ив Иг Ид Ие Иж Из Ии Ий Ик Ил Им Ин Ио Ип Ир Ис Ит Иу Иф Их Иц Ич Иш Ищ Иъ Иы Иь Иэ Ию Ия
 

ИРВИНГ

ИРВИНГ (Irving), Генри (наст. имя и фам.- Джон Генри Бродрибб) (6.II.1838, Кейнтон, - 13.X. 1905, Лондон)-английский актер, режиссер, театрала ный деятель. Воспитывался в семье торговца. С 14 лет, после окончания коммерч. уч-ща, работал приказчиком в Лондоне. Одновременно посещал школу декламации. Актерскую деятельность начал с 1856 в провинции. Почти десять лет играл в т-рах Эдинбурга, Манчестера, Ливерпуля, Глазго, Дублина и др. городов Великобритании. Исполнил за это время более 600 ролей в пьесах разнообразных жанров - от высокой трагедии до пантомимы и бурлеска. На провинц. сцене играл с известными актерами Б. Салливеном, Э. Бутсом и др. И. фанатически любил т-р. В результате огромной работы он преодолел природные недостатки - дефекты голоса, произношения, неестественную походку, угловатость жеста и т. п. Его актерские и режиссерские работы отличались продуманностью целого и отработанностью мельчайших деталей. Выразительная мимика, четкая скульптурность внешнего облика, острый и оригинальный ум, сценич. темперамент и большое человеческое обаяние придавали игре И. яркое своеобразие. Даже когда зрители не принимали трактовки сценич. образов И., они бывали покорены силой и законченностью его исполнения. С 1866 И. жил в Лондоне, где вначале играл в различных антрепризах. Большого успеха добился исполнением ролей в мелодрамах: Нищий ("Две розы" Албери, 1870), Маттиас ("Польский еврей" Эрк-мана-Шатриана, англ. переделка "Колокольчики", 1871). В 1867 И. обратился к воплощению образов Шекспира, исполнив роль Петруччио ("Укрощение строптивой", переделка Гаррика). Роль Катарины в этом спектакле играла Э. Терри. До 1898 продолжалось содружество этих двух актеров, составившее эпоху в англ. т-ре конца 19 в. Роль Гамлета (1874), сыгранная И. более 200 раз, выдвинула его в ряды лучших актеров Англии. За ней последовали Макбет (1875), Отелло (1876), Ричард III (1877), Шейлок (1879), позже - Яго; Бенедикт ("Много шума из ничего"). В 1878-98 И. совм. с Э. Терри руководил лондонским т-ром "Лицеум", к-рый за эти годы сделался одним из ведущих т-ров Англии. Спектакли этого т-ра отличались слаженностью, композиционной законченностью, целостностью режиссерского решения. И. привлек к участию в пост. известных художников - Берн-Джонса, Алма-Тадема, Сеймур Лукаса, ввел ряд усовершенствований сценич. площадки, позволивших полнее использовать ее пространство, много внимания уделял зрелищной стороне спектаклей. В "Ли-цеуме" И. продолжал ставить пьесы Шекспира: "Венецианский купец" (1879), "Ромео и Джульетта" (1882), "Двенадцатая ночь" (1884), "Король Лир" (1892), "Цимбелин", "Ричард III" (1896) и др. Эти спектакли отличались яркой зрелищностыо, историч. достоверностью декораций, костюмов и общего колорита. В то же время И. трактовал трагедии Шекспира в духе сентиментализма, стремился выделять в героях одну черту характера. Так, Гамлета И. играл мягким и добрым человеком, сосредоточивая внимание зрителя на его несчастной любви к Офелии, в характере Макбета подчеркивал повышенную нервозность, объясняя ею все его преступления (спектакли эти вызывали острую полемику). Благодаря И.шекспировская драматургия вновь обрела сценич. жизнь. Но И. был далек от социальных вопросов своего времени, боялся проникновения на сцену пьес на актуальные темы. Репертуар т-ра "Лицеум" составляли гл. обр. мелодрамы (Д. Бусико, Булвер-Литтон, В. Сарду), И. не ставил пьес Г. Ибсена, Б. Шоу или других драматургов, затрагивающих социальную проблематику. За исключением пьес А. Теннисона ("Бек-кет", "Кубок"), И. не поставил ни одной пьесы совр.. ему авторов. театр. деятельность И. была многообразной: он часто выступал как чтец, ему принадлежит ряд статей о т-ре и творчестве актера; читал лекции на ту же тему. Обязательными условиями творчества актера И. считал самостоятельность мысли, наличие фантазии, наблюдательности, глубокое постижение чувств сценич. героев. Он требовал от актера способности угадывать за текстом роли мысль, к-рую драматург вложил в свое произведение. И. энергично выступал в защиту прав и общественного положения актеров. Под редакцией И. и с его вступительной статьей вышло издание сценич. текстов Шекспира. И. часто гастролировал в США, оказав воздействие на развитие амер. т-ра. И. был первым актером Англии, получившим дворянский титул (1895). Похоронен в Вестминстерском аббатстве. Лит.: Гвоздев А. А., Английский театр. Театр Генри Ирвинга, в его кн.: Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-М., 1939; Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX-XX веков, под ред. А. А. Гвоздева, М.Л., 1939 (Английский театр. с. 301-33); Stoker В., The personal reminiscences of H. Irving, v. 1-2, L.-N. Y., 1906; С r a i g G., Henry Irving, L.,-Toronto, 1938; Ellen Terry's memofrs, N. Y., 1932; Ir-v i n g L., Henry Irving. The actor and his world, L., [s-d-]- H.Mun.