О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Йа Йб Йв Йг Йд Йе Йж Йз Йи Йй Йк Йл Йм Йн Йо Йп Йр Йс Йт Йу Йф Йх Йц Йч Йш Йщ Йъ Йы Йь Йэ Йю Йя
 

ЙЕСНЕР

ЙЕСНЕР (J essner), Леопольд (3.III.1878-З.Х. 1945)- немецкий режиссер. Творч. деятельность начал как актер. Затем работал как режиссер в Гамбурге (1905- 1915), Кенигсберге (1915-19). В 1919-30 руководил берлинским Гос. т-ром и его филиалом "Шиллер-театром". И. пригласил в труппу молодых талантливых актеров Ф. Кортнера, А. Штауб, Р. Форстера, E. Вейгель, Э. Легаля и художников-декораторов. Вначале И. находился под влиянием творчества Г. Крэ-га. И. был пропагандистом экспрессионизма в нем. т-ре. Идеалистич., субъективный взгляд И. на события Ноябрьской бурж. революции 1918 определил постановку спектаклей, трактующих революцию как конфликт выдающейся мятежной личности с мещанским окружением - "Настоящие Зедемунды" Бар-лаха (1922) и др. В 20-е гг. И. пост. спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Ричард III"; "Наполеон, или Сто дней" Граббе (1922), в к-рых показывалось падение тиранов, но не вскрывался историко-социальный смысл деспотизма. В пост. классич. драматургии И. символически-условно и тенденциозно трактовал образы героев трагедий, подчеркивая в них одну всепоглощающую страсть,он переделывал классич. произведения, выделял гл. сюжетную линию и сокращал побочные линии, в его спектаклях народ превращался в безликую массу, сопутствующую гл. герою. В Гос. т-ре И. ставил пьесы совр.' нем. драматургов Б. Брехта, Л. Фейхтвангера. В сер. 20-х гг. бунтарские ноты в творчестве И. слабеют. В спектакле "Ткачи" Гауптмана И. подчеркивал благоговейный страх рабочих перед частной собственностью (сцена, когда они в кульминационный момент восстания, ворвавшись в дом фабриканта, замирали перед роскошью и изысканностью обстановки). Для режиссуры И. характерно введение в спектакль экспрессионистически судорожной музыки и световых, шумовых эффектов, стремление передать настроения растерянности и мистического ужаса героев перед жизнью. В разл. спектаклях И. часто повторялась одна декорационная деталь - лестница на оголенной сцене, по к-рой порывисто метались герои и где разыгрывались сцены катастроф честолюбия. Отказ от психологич. мотивировок поступков действующих лиц часто приводил в спектаклях И. к схематичному противопоставлению положит. и от-рицат. персонажей. Несмотря на наличие в труппе крупных реалистич. актеров - А. Крауснек, М. Коп-пенхефер - актерское исполнение в спектаклях *И. было отмечено дидактикой и декламационностью, что определялось принципами его режиссуры. В конце 20- 30-х гг. И. часто ставил сказочно-фантастич. или ре-лигиозно-мистич. спектакли ("Стойкий принц" Каль-дерона, "Буря" Шекспира и др.). В 1933 И. эмигрировал из Германии и поселился в США, где работал гл. обр. в кино. Умер в Голливуде. Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии, Л.-М., 1933; J herin g H., Reinhardt, Jessner, Piscator oder Klassikertod, B., 1929; его же, Von Reinhardt bis Brecht, Bd III. B., 1961. И. Н.