ЙОЗЕФШТАДТТЕАТР
"ЙОЗЕФШТАДТТЕАТР" (J osefsta dt-theater) - австрийский театр. Основан в 1788 в предместье Йозефштадт в Вене (отсюда название). Вначале продолжал традиции нар. т-ра, идущие от драматургии Ф. Раймунда и И. Нестроя. После подавления революции 1848 состав зрителей т-ра изменился. Расширилась граница города, и отдаленный район стал аристократическим, изменился и состав зрителей, в угоду к-рым т-р начал ставить франц. водевили и оперетты, пьесы А. Шницлера и Г. Гоф-мансталя. В 1923-37 т-р возглавил М. Рейнхардт, он заново перестроил зрительный зал и сцену, укрепил труппу, в к-рую вошли талантливые актеры - семья Тимиг, Ваниек, Ф. Кортнер, позднее А. Моисеи, В. Краус, Г. Вальден, П. Вессели и др. Т-р в этот период назывался "Артисты под руководством М. Рейн-хардта в т-ре Йозефштадта". Программной реж. работой Рейнхардта был первый спектакль, пост. им в "И.",-"Слуга двух господ" (1924); он воскрешал традиции комедии дель арте. Затем им были пост. спектакли "Венецианский купец" (1924), "Сон в летнюю ночь" (1925), "Король Лир" (1925) Шекспира, 1-я часть "Фауста" Гете (1933), "Мария Стюарт" (1934), "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло (1934), "Однажды ночью" Верфеля (1937). В 1938-45 т-р возглавлял X. Хильперт. Среди спектаклей этих лет: "Ревизор" (1939), "Три сестры" (1940), "Крестьянин-миллионер" Раймунда (1939), "Как вам это понравится" Шекспира (1939), "Доротея Ангерман" Гаупт-мана (1939), "Эмпедокл" Гельдерлина (1939), "Дон Карлос" (1943), "Коварство и любовь" (1942), "Нора" (1943). Возглавлявший т-р с 1945 Р. Штайнбек наряду с зая.-европ. драматургией ставил рус. пьесы "Живой труп" (1946); "Далекое" Афиногенова (1946), "Вишневый сад" (1948). С нач. 1956 "И." возглавлял Э. Хойзерман. В 50-60-х гг. т-р стремится к пост. пьес, раскрывающих острые конфликты бурж. общества, горечь одиночества интеллигенции, безвыходность, бесплодность поисков. В репертуар его входят пьесы Ж. Ануя, С. Беккета, Ж. П. Сартра, А. Камю, Т. Уильямса, А. Миллера и др. Ставятся также пьесы Раймунда и Нестроя, классич. репертуар. В "И." сохраняется блестящий стиль исполнения, требующий от актеров виртуозного владения техникой сценич. иск-ва, умения петь, танцевать, двигаться в стремительном и точном ритме. Режиссура т-ра характеризуется верностью традициям Рейнхардта с ее принципом театрализации зрелища, острой сценич. формой, использованием выразит, возможностей музыки, изобразит, иск-ва, театр. освещения. В 1962 в "И." работали реж.: Л. Штеккель, Б. Хильперт, Г. Шницлер, А. Амбессер; актеры - X. Тимиг, П. Вессели, С. Нико-летти, X. Лонер, Г. Эльб, М. Прессе, Г. Нольт, Л. Рудольф, В. Кохут, Г. Мозер, Г. Путу и др. В 1956 т-р принял участие в Парижском театр. фестивале, гастролировал в Нью-Йорке, в Юж. Америке. "И." имеет в Вене филиалы - "Каммершпиле", "Маленький Театр в Концертхаузе", "Бюргертеатр", в к-рых работают актеры и режиссеры "И.". Лит.: В a u e г A., Das Theater in der Josefstadt zu Wien, W. - Munch., 1957. дин. П.