О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Йа Йб Йв Йг Йд Йе Йж Йз Йи Йй Йк Йл Йм Йн Йо Йп Йр Йс Йт Йу Йф Йх Йц Йч Йш Йщ Йъ Йы Йь Йэ Йю Йя
 

ЙОММЕЛЛИ

ЙОММЕЛЛИ (Jommelli), Никколо (10.IX.1714- 25.VIII.1774) -итальянский композитор. Один из выдающихся представителей неаполитанской оперной школы. Обучался с 1725 в консерваториях Неаполя; брал уроки у Дж. Мартини в Болонье. Первая опера И. "Любовная ошибка", пост. в 1737 в Неаполе, принесла композитору известность. В 1741 И. был принят в члены Болонской филармонич. академии. В 1749 написал для Вены оперы "Ахилл на Скиросе" и "Дидо-на" (2-я ред.). В 1753 был приглашен на должность гл. капельмейстера придворного т-ра в Штутгарте, где работал до 1769. К этому периоду творчества И. относятся оперы: "Фаэтон" (1753; 2-я ред.-1768), "Милосердие Тита" (1753), "Триумф любви" (1763) и др. Возвратившись в Неаполь, поставил три последние оперы: "Армида" (1770), "Ифигения в Тавриде" (1771) и "Триумф Клелии" (1774). С именем И. связана реформа итал. оперного т-ра 18 в. Восприняв идею муз. драмы от П. Метаста-зио, на тексты к-рого написал свои наиболее значит. произв. ("Демофонт", 1743, Падуя; "Александр в Индии", 1744, Феррара; "Покинутая Дидона", 1747, Рим, и др.), И. стремился превратить итал. оперу-сериа в героич. муз. драму. И. развивал т. н. аккомпани-рованный речитатив ( с оркестровым сопровождением), был тонким мастером оркестровки. В его соч. (впервые в опере "Артаксеркс", 1748, Рим) даны ранние образцы применения динамич. оттенков - крещендо и диминуэндо - для большей выразительности оркестра и вок. партий. Сочинял также комич. оперы (лучшая из них - "Дон Трастулло", 1749), балетные дивертисменты, оратории, кантаты и др. Др. оперы: "Одоардо" (1738, Неаполь), "Ричпмеро (1740, Рим), "Астианакс" (1741, там же), "Эцио" (1741, Болонья), "Меропа" (1741. Венеция), "Эвмен" (1742, Бо-лонья), "Софонисба" (1746, Венеция), "Любовь в маске" (1748, Неаполь), "Пелопс" (1755), "Олимпиада" (1761) - обе пост. в Штутгарте. Лит.: Ab e r t H., N. Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908; M o n d o l f i A. N. Jommelli, в кн.: Die Musik in Geschichte u. Gegenwart, Kassel, 1958, Bd 7. Lfg. 60/61. Св. Г.