О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КАРАГЕЗ

КАРАГЕЗ (тур. karagoz, букв.- черноглазый) - 1) Персонаж турецкого теневого т-ра. К.- балагур и насмешник, в нем воплощены нар. юмор, природная смекалка. К. обычно изображается с окладистой черной бородой, в кавуке (колпаке), он говорит простым, понятным широким зрителям языком, в отличие от другого персонажа - Хаджи-вада, к-рый олицетворяет аристократич. спесь и бахвальство. Представления с участием К. состоят из комических диалогов и потасовки этих двух героев, причем Хаджи-ваду всегда попадало от находчивого и остроумного К. 2) Кукольный т-р в Турции, получивший свое наименование от гл. героя представлений - К. Возникновение этого вида т-ра относится к 16 в. Первые письменные упоминания о К. встречаются в тур. источниках, датируемых 14 в. В султанской Турции существовала спец. цеховая организация карагезчиков, т. н. "эснаф", во главе к-рой стоял цеховой староста - "кяхья". В труппу обычно входило шесть (иногда и больше) человек: "хаяли", или "уста",- хозяин, член "эснафа" карагезчиков; "чырак"- его помощник, к-рый со временем надеялся стать самостоятельным "хаяли"; "сандыккяр" - помощник "чырака" и заведующий реквизитом; "ярдак" - исполнитель тур. нар. песен; музыкант; "хаммал" - носильщик, к-рый переносил имущество труппы к месту очередного представления. Спектакли обычно устраивались в кофейнях. Во время представления в зрительном зале тушили свет и за небольшим экраном, наз. "айна" (1 м в длину и 80 см в ширину, изготовлялся из светлого батиста или шелка), зажигали светильник. Свет падал сверху, благодаря чему кукловода не было видно. Спектакль шел в сопровождении небольшого муз. ансамбля. В ходе представления на экране передвигались силуэты фигурок, т. н. "тесвиры", к-рые изготовлялись из верблюжьей кожи. Прозрачные фигурки, аккуратно вырезанные и раскрашенные, производили впечатление мозаики или витража. "Тесвиры" передвигались по экрану при помощи специальных тростей - "дей-неков". Кукловод мог одновременно передвигать до 10 "тесвиров". Размеры "тесвиров" строго регламентировались (25-30 см). Помимо осн. персонажей-К. и Хаджи-вада,- в представлениях действовали горожане разных национальностей, анатолийские крестьяне, прелестная дама, плутоватый дервиш и др. В т-ре К. показывались комедии, часто непристойные, насыщенные юмором, каламбурами. Иногда эти представления отражали недовольство широких масс правительством и существующими порядками. Султанская цензура боролась с сатирич. нар. театром, запрещала издание его пьес. В силу этого большинство пьес, ставившихся в театре К., утрачены и известны только по названиям. Лит.: ? а д л о в В. В., Образцы народной литературы тюркских племен, ч.8, СПБ,1899; К ? ? о s I., Harom Karagoz Jatek, Bdp, 1886; J a с о Ь G., Geschichte des Schattentheaters im Morgen - und Abendland, Hannover, 1925; R i t t e г И., Turklerde golge oyunm?, istanbul, 1934; Sabr? Esat Siya ? u s g i l, Istanbulda Karagoz ve Karagozde istanbul, istanbul, 1938; Enver Benhan Sapolyo, Karagozun tarihi, istanbul, 1935; e г о ж e, Karagoz teknigi, istanbul, 1948; Мартинович H., Турецкий театр Ка-рагоз, СПБ, 1910. А. Т.