О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КАРАМЗИН

КАРАМЗИН, Николай Михайлович [1(12).ХП.1766- 22.V(3.VI).1826]русский писатель, историк, литературный и театральный критик. Крупнейший представитель рус. сентиментализма. Образование получил в Москве,в пансионе проф. Шадена. Лит. деятельность начал в первом рус. детском журнале масонского направления, издававшемся Н. И. Новиковым,- "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89). В 1791-92 ,К. издавал "Московский журнал", в к-ром помещал рецензии на моек. спектакли, а также на нек-рые пьесы, идущие на парижской сцене. Восприняв от Руссо и англ. сентименталистов культ естественности, природы, интерес к раскрытию в иск-ве индивидуальной душевной жизни человека и отстаивая в своих театр. рецензиях эти принципы, К. объективно способствовал борьбе за демократиза-цию рус. т-ра. Однако общественно-политич. взгляды К. не отличались прогрессивностью. Его гуманизм имел чисто нравственные цели. К. не только не требовал реальной борьбы с социальным насилием, но, напротив, надеялся примирить людей разных сословий на почве сентименталистского взаимопонимания и эмоционального равноправия. Театральные высказывания К. направлены против классицизма, переживавшего в этот период кризис, и влияния франц. класси-цистич. иск-ва. Схематичному представлению классицистов о характере как о совокупности простейших, одинаковых у всех людей психич. элементов, организуемых посредством воспитания, К. противопоставлял свой взгляд на характер как на сложную и притом совершенно индивидуальную душевную организацию. К. выступает в своих статьях против риторичности и нравоучительности, привитых т-ру классицизмом. Классицистам Расину и Корнелю К. противопоставлял Шекспира. В предисловии к своему переводу трагедии Шекспира "Юлий Цезарь" (1787) К. говорит о Шекспире как о всеобъемлющем гении и важнейшее достоинство Шекспира видит в том, что "каждая степень людей, каждый возраст, каждая страсть, каждый характер говорят у него собственным своим языком". К. с восхищением отзывался о драмах Шиллера и Лессинга, "мещанскую трагедию" к-рого "Эмилию Галотти" он перевел в 1788. Эти драматурги привлекают К. силой изображаемых страстей, глубоким нравственным чувством, трогательностью положений, умением показать человека без прикрас, таким, каков он есть. Однако обличит. пафос их произв. оставался чужд К. Именно поэтому он ставил в один ряд с Шиллером, Гете и Лессингом реакционного, "чувствительного" драматурга А. Ко-цебу. Под влиянием пьес Коцебу К. написал свою единственную пьесу "Софья" (опубликована в "Московском журнале" за 1791). Интерес к миру душевных переживаний заставляет К. с особым вниманием относиться к актерскому иск-ву, расцвет к-рого он связывает с новым типом драмы, развивающейся вне канонов классицизма. У К. впервые в рус. критике актер предстает как осн. художник т-ра, самостоят, творец сценич.образа, вкладывающий в него собств. переживания и чувства. К. живо описывает и анализирует актерскую игру. Особенно интересна его рецензия на спектакль "Эмилия Галотти" Лессинга в Моск. т-ре ("Московский журнал", 1791, ч. 1, кн. 1). К. требовал от актера жизненной простоты, силы и искренности чувств. Понимание К. т-ра как иск-ва, в к-ром драма и актерское творчество сливают свои средства и предстают в нерасторжимом единстве, характеризует новый этап в развитии рус. театр. мысли и практики сценич. иск-ва. После ликвидации "Московского журнала" К. отходит от непосредственной театр.-критич. деятельности, хотя основанный им журн. "Вестник Европы" (редактировался К. в 1802-03) продолжал уделять большое внимание вопросам т-ра. Ок. 1804 К. начал углубленные занятия рус. историей. Впоследствии издал свой многотомный капитальный труд - "История государства Российского". Драматурги 1800-х гг. неоднократно черпали сюжеты своих произв. из повестей К. Популярная повесть К. "Бедная Лиза" легла в основу пьесы В. М. Федорова - "Лиза, или Следствие гордости и обольщения" (1803), в к-рой, однако, гуманистич. идея К. оказалась принесенной в жертву консервативной морали и мелодраматич. интриге. В 1802 Н. И. Ильин написал пьесу "Лиза, или Торжество благодарности" (1802), сюжетно не связанную с повестью "Бедная Лиза", но отталкивающуюся от нее и даже вступавшую с ней в нек-рую полемику. Повесть К. "Наталья, боярская дочь" (1792) легла в основу одноименной ис-торич. драмы С. Н. Глинки (пост. на петерб. сцене в 1805). С повестью К. "Марфа Посадница" перекликается драма Ф. Ф. Иванова "Марфа Посадница, или Покорение Новагорода" (1809). Гуманизм К.-писателя, его внимание к внутренней жизни человека, его борьба с канонами классицизма и проповедуемая им как критиком творч. свобода художника оказали влияние на рус. т-р и драму. Пушкин, резко выступивший против политич. позиций К., становившихся с течением времени все более консервативными, высоко ценил его вклад в рус. культуру. Выдающееся значение К. как писателя и критика неоднократно подчеркивал Белинский. Соч.: Сочинения, т. 1-3,СПБ, 1848. Лит.: [Г у к о в с к и и Г. А.], Карамзин, в кн.: История русской литературы, т. 5, М.-Л., 1941; [Б е р к о в П. Н.]. Развитие литературной критики в XVITI веке, в кн.: История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958. Т. Р.