О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КАРАТЫГИНЫ

КАРАТЫГИНЫ - семья русских актеров. 1) Андрей Васильевич [4 (15). VII. 1774- 26. XII. 1831 (7. I. 1832)]. Окончил Петерб. театр. уч-ще (1794); ученик И. А. Дмитревского. Дебютировал на сцене Большого т-ра в Петербурге в 1791, еще будучи учеником, в роли Гекто-ра ("Игрок" Реньяра). Играл роли молодых повес и щеголей. В 1810 перешел на роли благородных отцов. С 1819 был режиссером рус. драм. труппы. Покинул сцену в 1822. С 1794 до конца жизни вел своеобразный дневник рус. драм. труппы - "Журнал Театральный", куда ежедневно заносил все события петерб. сцены. "Журнал" К., хранящийся в Ин-те рус. лит-ры (Пушкинский дом) АН СССР в Ленинграде, содержит большой фактич. материал и представляет значит, ценность для истории т-ра. Данные "Журнала" использовал П. Арапов в "Летописи русского т-ра" (1861). 2) Василий Андреевич [26 II (10 III). 1802, Петербург,-13 (25). III. 1853, там же]. Сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны К. (Перловой). Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Драм. иск-вом занимался с А. А. Шаховским, затем с П. А. Катениным - видным теоретиком и пропагандистом классицистскои трагедии. В 1820 дебютировал в петерб. Большом т-ре в роли Фингала ("Фингал" Озерова). Через своего учителя Катенина вошел в круг крупнейших деятелей рус. культуры. Был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Крыловым, Одоевским, Рылеевым, Кюхельбекером, мн. представителями передовой дворянской молодежи. Однако после подавления восстания декабристов К., как и многие дворяне того времени, у к-рых не было органической связи с освободит, движением, отошел от передовых сил и примкнул к консервативному "верноподданническому" лагерю. На раннем этапе творчества К. был тесно связан с традициями классицизма. Уже в 20-е годы определились характерные черты актерского стиля К.приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность поз. К. исполнял заглавные роли в трагедиях В. А. Озерова ("Димитрий Донской"), Корнеля ("Сид", 1822), играл Ипполита в трагедии Расина "Федра" (1823). Со времени открытия Александрийского т-ра в Петербурге (1832) К. - ведущий актер-трагик этого т-ра. Исполнял главные роли в реакционных, псевдопатриотических пьесах Н. В. Кукольйика и Н. А. Полевого на столичной сцене: Пожарский, Ляпунов, Басенок ("Рука всевышнего отечество спасла", 1834, "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский", 1835, "Боярин Федор Васильевич Басенок", 1844, Кукольника), Иголкин, Неизвестный ("Иголкин, купец Новгородский", 1838, "Параша-сибирячка", 1840, Полевого) и др. Играя в трагедиях Шекспира, К. подходил к ним с позиций классицистскои эстетики. Пренебрегая психологич. сложностью шекспировских героев, К-"выделял в них одну главную, как ему казалось, черту. В роли Отелло (1836) подчеркивал ревность, в Гамлете (1837) - борьбу датского принца за престол. Необычайно сильных внешних эффектов К. достигал в пьесах Шиллера подменяя, однако, социальное содержание его произв. личными конфликтами: тема мести лежала в основе его трактовки роли Карла Моора (1828); оскорбленным сыном в исполнении К. был Фердинанд ("Коварство и любовь" Шиллера, 1827). К. много играл в мелодрамах: Жорж Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа, 1828), Кин ("Кин, или Гений и бес-путство" Дюма-отца, 1837), Нино ("Уголино" Полевого, 1838). К. обладал высокой актерской техникой. Он много работал, добиваясь блестящей отделки роли, продумывал и отрабатывал каждый жест, интонацию. Но интонационные и пластич. эффекты К. нередко противоречили художеств. логике сценич. образа. Гастроли К. в Москве (1833 и 1835) вызвали оживленную полемику, к-рая вышла за рамки эстетич, спора об актерском иск-ве и приобрела острый общественный характер. Критик "П. Щ." (Н. И. На-деждин), отрицательно отозвавшийся о парадно-декоративном иск-ве К., противопоставлял ему любимое демократии, зрителем бунтарское творчество П. С. Мо-чалова. В отзыве на спектакль "Мария Стюарт"" в к-ром участвовали одновременно К. и Мочалов, "П. Щ." писал: "Высшая часть публики, впрочем ко всему довольно равнодушная, была за Каратыгина, средняя - наполовину, низшая - за Мочалова". В защиту "светского" иск-ва К. выступил С. П. Шевырев. В 1835 в полемику вокруг имен К. и Мочалова вступил В. Г. Белинский со статьей "И мое мнение об игре г. Каратыгина", в к-рой поставил ряд кардинальных вопросов актерского творчества. "Смотря на его игру,- писал о Каратыгине Белинский,- вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы... В его игре все так удивительно, но вместе с тем так поддельно, придуманно, изысканно" (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 187). Иск-ву К. Белинский противопоставлял демократич. творчество Мочалова. Отмечая выдающийся талант и блестящее мастерство К., В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др. говорили о вредном влиянии, к-рое оказывала на него официальная пресса, подчеркивали зависимость К. от вкусов придворно-аристократич. зрителей. С конца 30-х гг. иск-во К. под влиянием статей Белинского, поездок в Москву, совм. выступлений со мн. мастерами реалистич. школы Малого т-ра, а главное в связи с общим процессом развития реализма постепенно обретало черты естественности и простоты. Так, напр., играя роль Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, пер. П. Ободов-ского, 1836), К. вместо обычного величественного благородного театрального монарха играл дряхлого, трусливого старца, жестокого и мстительного. Восхищенный его игрой, Белинский оставил описание исполнения актера в этой роли. "Посмотрите, как он согнулся,- писал Белинский,- как часто он кашляет, задыхается, как медленна и слаба его походка, какое коварство в его будто бы простодушном смехе, как он все видит, притворяясь, что ничего не видит, как он умеет прикинуться обманутым, чтобы вдруг и врасплох схватить свою жертву и заставить ее во всем сознаться" (там же, т. 3,1953, с. 375). В роли Лира (1838) К. подчеркивал сложную психологич. основу характера - гордое тщеславие короля, постепенное прозрение Лира, пробуждение в нем простых человеческих чувств. Глубокое участие зрителей вызывал К.-Лир в сцене безумия. Об исполнении К. гл. роли в драме "Велизарий" Шенка (1839, пер. П. Ободовского) Белинский писал: "...В продолжении целой роли - благородная простота, геройское величие видны были в каждом шаге, слышны были в каждом слове, в каждом звуке Каратыгина... Его игра становится все проще и ближе к натуре..." (там же, с. 322-23). Упорный творческий труд, неустанная шлифовка каждой роли, внимательное изучение лит. источников и иконографич. материалов при воплощении историч. персонажей - все эти качества К. оказали положит. влияние на развитие актерского иск-ва. К. принадлежит заслуга в продвижении на сцену мн. выдающихся произв. отечеств, драматургии. Он был. первым исполнителем ролей Чацкого (1831), Дон Гуана ("Каменный гость" Пушкина, 1847), Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина, 1852), Арбенина ("Маскарад", 1852). К. перевел и переделал более 40 пьес - "Ричард Дарлингтон" Дюма-отца, Губо и Ведена (1832, пост. 1833), "Кин, или Гений ц беспутство" Дюма-отца (1836, пост. 1837), "Кориолан" Шекспира (1840, пост. 1841), "Людовик XI" Делавиня (1849) и др. 3)Петр Андреевич - драматург-водевилист л актер. Брат Василия Андреевича К. См. Каратыгин П. А. 4) Александра Дмитриевна [урожд.- Полыгалова, по сцене до замужества - П е p л о-в а; 16(27).IV.1777-25.V(6.VI).1859] - жена Андрея Васильевича К., мать Василия Андреевича и Петра Андреевича К. Ученица И. А. Дмитревского. В 1794 после окончания театр. уч-ща вступила в Петербургскую драм. труппу. Исполняла гл. роли в мелодрамах, трагедиях, сентиментальных драмах: Эйлалия ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу, 1797), Лиза ("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина, 1802), Берта ("Гусситы под Наумбургом в 1432 году" Коцебу, 1806), Ольга ("Пожарский, или Освобожденная Москва" Крюковского, 1807). В 1811 перешла на роли матерей (Соломония в антитиранич. трагедии П. А. Корсакова "Маккавеи", 1813). 5) Александра Михайловна (урожд. Колосова; 4 (16).II.1802- 7(19). III.1880]- жена Василия Андреевича К. Ученица А. А. Шаховского и П. А. Катенина. Дебютировала на петерб. сцене в 1818 в роли Антигоны ("Эдип в Афинах" Озерова). Первоначально выступала в классицистском репертуаре: Моина ("Фингал" Озерова, 1818), Заира (о. п. Вольтера, 1819), Эсфирь ("Эсфирь" Расина, 1819), Камилла ("Горации" Корнеля, 1823). Пушкин в статье "Мои замечания об русском театре" (1820) отмечал недостаток естественности и простоты в игре К. Наибольших успехов К. добилась, когда сталеГ выступать в романтич. драмах, мелодрамах, салонных комедиях: Мария Стюарт (1834), Мария ("Мария, или Три эпохи из жизни женщины" Ансело, 1837), г-жа де Лери ["Женский ум лучше всяких дум" ("Каприз") Мюс-се, 1837], Елена Глинская ("Елена Глинская" Полевого, 1842). Оставила сцену в 1844. Соч.: Русский театр в царствование Александра I (1801-1925). Из журн. А. В. Каратыгина, Русская стя-рина", 1880, т, 29, с. 257-75; В. А. Каратыгин, Письма к П. А. Катенину, там же, 1880, т. 29, с. 286-90; Каратыгина А.М., Мое знакомство с А. С. Пушкиным, в кн.: Каратыгин П. А., еЗаписки, т. 2, Л., 1930, с 268-88. Лит.: [К а р и е е в М. В. ], Семья Каратыгиных (По поводу столетия рождения В. А. Каратыгина), "ЕИТ". Сезон 1903-1904, СПБ, 1904, приложение к вып. 14, с. 1-33; Лебедев В. А., "Журнал театральный" артиста Андрея Каратыгина, в сб.: О театре, Л., 1927; Белинский В. Г., И мое мнение об игре г. Каратыгина, Полное собр соч., т. l. M., 1953,с. 179-88; В. А. Каратыгин, в кн.: Очерк истории рус.сцены в биографиях ее главнейших деятелей,сост. С. Бураковским. СПБ, 1877, с. 39-53; Долгов Н., Каратыгин и Мочалов, "Аполлон", 1914,.ј 1-2, с. 92-107; Брянский А., Театр в эпоху крепостничества, в сб.: Сто лет. Александрийский театр-театр госдрамы, Л., 1932, с. 93-132; Карп и некая Е., ФинкельштейнЕ.,0 Каратыгине, "Театр", 1941, ј 5, с. 106-09; P од и н а Т., Русские романтич. актеры. П. Мочалов, В. Каратыгин, в кн.: Театральный альманах, кн. 8. М., 1948, с. 163-91; Данилов С. С., Каратыгин, в его кн.: Русский драматич. театр XIX века, т. 1, Л.-М., 1957, с. 188-94. АН. А.