О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КИЕВ

КИЕВ - столица Украинской ССР (1248 тыс. жит. на 1963). Со времен объединения древнерус. земель вокруг К., как политич. и экономия, центра древнерус. гос-ва, театр. зрелища заняли заметное место в обществ, жизни города. Особое распространение получили скоморошьи игры и забавы. Еще большее развитие получили ранние формы лит. драмы и т-ра во время культурно-просветит. движения на Украине, борьбы против католицизма и колонизаторских устремлений польской шляхты в 16-17 вв.Освободит, война укр. народа с Польшей и особенно воссоединение с Россией (1654) оказали влияние на дальнейшее развитие укр. лит-ры и иск-ва, в т. ч. - т-ра. В сер. 17 в. в основанной Петром Могилой (1615) Киево-Могилянской коллегии, позднее - Академии (1631) устраивались школьные спектакли. Наиболее высокого расцвета киевский школьный т-р и драматургия достигают в конце 17 - нач. 18 вв. В этот период большое развитие получили интермедии отличавшиеся реалистич. изображением событий и характеров, живым нар. яз., юмором, представления с вертепом. В конце 18 - нач. 19 вв. появились разл. бродячие труппы (итал., польские, франц., польско-рус.), возникли любит. кружки, к-рые впоследствии стали основой укр. проф. т-ра. В 1804 началось строительство первого специального театр. здания (оконч. 1807). В 1806 оно было передано антрепренеру Д. Шираю, труппа к-рого и открыла первый театр. сезон. В последующие годы здесь играли польские и польско-рус. труппы Желкавского, Змийовского (1816, 1819), Каменского (1822), Ленкавского (1811-16, 1823-29), Рыканов-ского (1834-35, 1843-51), ставившие переводные трагедии, комедии, мелодрамы, оперы, оперетты, балеты, водевили, интермедии. В 1821 в К. выступала полтавская русско-малорус. труппа во главе с М.С. Щепкиным,в 1829-34 труппа И.Штейна, в 1837-38 труппа Л. Млотковского, показавшая спектакли: "Ревизор"; "Наталка-Полтавка" Котляревского. В спектаклях этой труппы выступал П. С. Мочалов (1838). В спектаклях труппы Каратеева принимали участие В. И. Живоки-ни (1842). М. С. Щепкин (1843), А. Е. Мартынов (1843). Многолетние попытки общественности создать в К. постоянный т-р не имели успеха. В 1856 было построено новое каменное здание (на 849 мест), получившее назв. Городского т-ра. Этот т-р в течение мн. лет сдавался в аренду драм. и оперным антрепренерам (Т. Борковскому, Ф. Бергеру, Я. Сетову, М. Савину, И. Прянишникову, М. Бородаю, С. Брикину, М. Багрову и др.) и использовался для выступлений иностр. гастролеров: А. Олдриджа (1861), Э. Росси (1878, 1890, 1896),Э. Дузе (1891). Сары Бернар (1881, 1909), Б. К. Коклена (1882,1889), Л. Барная (1886), Э. Поссарта (1887). В 1856-63 в помещении т-ра играли драм. рус. и польская труппы, в 1863-66 - итал. оперная труппа. Пост. оперы "Аскольдова могила" Верстовского (27 окт. 1867) положила начало возникновению в К. рус. оперного т-ра, на сцене к-рого шли лучшие произв. рус. и иностр. композиторов. 4 февр. 1896 здание т-ра сгорело. Новое здание для оперного т-ра было построено'и открыто в 1901. Во 2-й пол. 19 в. т-р занимал большое место в обществ, и политич. жизни города, приобретая более четкие нац. черты и проф. мастерство. Появились укр. драм. актеры, композиторы, певцы, музыканты. В 1861 открылась первая постоянная муз. школа. В 90-х гг. 19 в. оживлению театр. жизни К. способствовало Лит.-артистич. об-во (Н. Лысенко, М. Стариц-кии, Леся Украинка, К. Стеценко, Н. Деонтович, Я. Стеновой и др.), в 1908-11 - товарищество "Украинский клуб". В 1903 Н. Лысенко организовал муз.-драм. школу (с 1919- ин-т). В 1913 на базе музыкальной школы открылась консерватория. В конце 19 - нач. 20 вв. в К. гастролировали крупнейшие актеры моек. и петерб. т-ров и театр. коллективы; их выступления были школой для укр. актеров, укрепляли творч. взаимосвязи укр/ и рус. театр. культуры. В 1877 в К. открылся частный рус. драм. т-р под назв. т-р "Бергонье" (в помещении б. цирка "Бергонье"). В 1891 Н. Со-ловцов организовал "Товарищество драматических артистов", заложившее основы постоянного рус. т-ра в К. Спектакли т-ра Соловцова характеризовались высокой сценич. культурой. Укр. труппы в течение мн.,лет в К. не выступали (специальные указы царского правительства 1863, 1876, 1881, 1884 запрещали книги, ноты и спектакли на "малорусском наречии"). 10 янв. 1882 кременчугская труппа Г. Ашкаренко во главе с реж. М. Кропивницким добилась разрешения и впервые показала в К. спектакль "Назар Стодоля" Шевченко на укр. яз. В репертуаре этой труппы были пьесы Котляревского, Квитки-Основьяненко, Кропивницкого.В ноябре 1882 в К. приехала труппа Кропивницкого, в к-рую входили М. Заньковецкая, Н.Садовский и др. В последующие годы в К. играли укр. труппы М. Старицкого, Н. Садовского, П. Саксаганского, О. Суходольского, О. Суслова, в к-рых выступали М. Кропивницкий, М. Заньковецкая, Н. Садовский, А. Затыркевич-Карпинская, Ф. Левицкий, Е. Зарницкая, Л. Линицкая и др. Их выступления имели большое художественное и общественное значение. Революция 1905 ослабила цензурные запреты. В 1907 Н. Садовский основал в К. стационарный укр. т-р в помещении Троицкого нар. дома (ныне Т-р муз, комедии, просуществовавший до 1918. В труппу входили: Заньковецкая, Линицкая, Левицкий, И. Марьяненко, М. Литвиненко-Вольгемут, А. Борисоглебская, В. Василько, худ. В. Кри-чевский и др. Репертуар состоял из пьес укр. драматургов (Карпенко-Карый, Кропивницкий, Старицкий, Шевченко, Леся Украинка, Котляревский, Квитка-Основьяненко). Садовский впервые обращается к рус. и зап.-европ. классике. Он поставил на укр. яз. "Ревизор", "Женитьба", "Доходное место". Здесь были осуществлены пост. произв. укр. композиторов: "Энеида" Лысенко, "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского. В конце 1916 возник т. н. Молодой театр ("Товарищество молодых украинских артистов"), В годы между революциями 1905-17 киевские т-ры переживали глубокий идейный и творч. кризис. Даже такие т-ры, как Соловцова, "Бергонье", утеряли свою демократич. направленность, снизился художественный уровень спектаклей, в К. открылось большое количество кабаре. После революции 1917 политич. обстановка в К. оставалась сложной. Молодая Сов. республика боролась с внутр. контрреволюцией и иностр. интервенцией. Смена властей, продолжавшаяся до 1920, препятствовала установлению нормальной творч. жизни. В 1918 П. Саксаганский организовал Нар. т-р, открывшийся 1 сент. пьесой Котляревского "Наталка-Полтавка" (Терпелыха-Заньковецкая, Воз-ный-Саксаганский). Т-р продолжал реалистич. традиции нар. укр. т-ра, осуществляя преимущественно пост. пьес Кропивницкого, Карпенко-Карого, Старицкого, Шевченко, Квитки-Основьяненко. Но старый бытовой репертуар не отвечал запросам нового времени. Т-р существовал до 1922. Сов. власть, установившаяся в К. в 1919, помогла т-рам преодолеть идейно-художеств. кризис. К строительству новой театр. культуры были привлечены крупные деятели т-ра. Постановлением Всеукр. совета иск-в 15 марта 1919 проведена национализация т-ров К. Государственными были объявлены Т-р оперы и балета им. К. Либкнехта (б. Городской), Рус. драм. т-р им. В. И. Ленина (б. Соловцова), Укр. драм. т-р им. Т. Шевченко. Возникли новые театральные коллективы. В 1919 была организована "Укр. муз. драма". В том же году созданы Первый республиканский симфонич. оркестр под рук. Н. Леонтовича, 6 районных рабочих т-ров (на Лукьяновке, Димеевке, Куреневке, Подоле, Печерске, станции Киев 1-й). Большую пропагандистскую работу проводили драм. кружки и т-ры Красной АрмииБольшой 'и Малый т-ры политуправления Киевского военного округа. В марте 1922 возник т-р "Берез?ль" во главе с А. Кур-басом (с 1926- в Харькове). Он привлек внимание общественности призывом к борьбе против рутины, штампов, косности. Однако теоретич. платформа и творч. практика т-ра оказались противоречивыми, деятельность его ограничивали формально-экспериментаторские поиски. 15 ноября 1922 в помещении Троицкого нар. дома открылся Укр. драл . т-р им. Заньковецкой (ныне во Львове) под рук. П. Саксаганского, Б. Романицкого, О. Корольчука, 8 ноября 1924- Гос. т-р для детей (реж. И. Деева), 15 окт. 19 26 в помещении б. т-ра "Бергонье" - Рус. гос. т-р драмы (ныне Т-р им. Леси Украинки). В 1926 в К. был переведен из Харькова один из лучших т-ров республики - Укр. драм. т-р им. Франко. Творч. коллектив т-ра, воспитанный на классич. репертуаре, развивавший реалистич. традиции нац. т-ра, стал активным участником строительства новой культуры. В 1926 в К. открылся Укр. гос. т-р оперы и балета, 29 мая 1926 - Музей театр. иск-ва УССР, 29 дек. 1951- Всеукр. т-р Красной Армии Киевского военного округа, в 1934 - Т-р муз. комедии. В 1934 на базе Муз.-драм. ин-та им. Лысенко основаны Гос. консерватория и Ин-т театр. иск-ва им. Карпенко-Карого. В 1944 организованы Укр. театр. об-во, Ин-т искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, в к-ром имеются отделы театра и музыки. В годы Великой Отечественной войны (1941-45) творческие коллективы К. были эвакуированы в тыл и не прекращали работы. За годы Советской власти К. стал крупнейшим культурным центром. Здесь работают художеств. коллективы, сыгравшие значительную роль в развитии театр. и муз. жизни Сов. Украины. В 1964 в К. работают: Т-р оперы и балета им. Шевченко, Укр. драм. т-р им. Франко, рус. драм. Т-р им. Леси Украинки, Т-р юного зрителя, Т-р муз. комедии, Кукольный т-р; художеств. коллективы: Укр. нар. хор, Укр. капелла бандуристов, Укр. ансамбль танца, капелла "Думка", Симфонич. оркестр УССР. В К. находятся Укр. филармония, Укргосконцерт, Цирк. Имеется 5 нар. т-ров. Лит.: ?стор?я Киева, т. 1-2, Кив, 1959-60; Николаев Н. И., Драматический театр в Киеве (1803-1893), Киев, 1898. Р. Б.