О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КЛЕЙСТ

КЛЕЙСТ (Kleist), Генрих фон (18.X.1777-21.XI. 1811) - немецкий поэт и драматург. Представитель немецкого романтизма. Учился в кадетском корпусе; в 1793-99 служил в армии, принимал участие в походе против революц. Франции. К. принадлежал к реакц. дворянской партии. Болезнь, нужда, неудовлетворенное честолюбие вызвали разрыв между романтич. порывами поэта и окружающей его действительностью. К. заболел психически, покончил жизнь самоубийством. Первая пьеса К. - трагедия "Семейство Шроффен-штейн" (1804, т-р в Граце) о любви молодых людей, принадлежащих к враждующим семьям. Пьеса отличалась нагромождением ужасов, утверждала власть рока, но ясность и мощь поэтич. языка, реалистич. обрисовка отдельных персонажей указывали на талант драматурга. В историч. трагедии "Роберт Гискар" (1808, пост. 1901), сохранившейся в отрывках, К. создает образ идеализированного героя, искажая историч. факты. В 1804, живя в Кенигсберге (период оседлой жизни и внутр. успокоенности К.), он создал комедию "Разбитый кувшин", высмеивающую феодальное судопроизводство (пост. в 1807 в Веймарском т-ре под рук. Гете, изд. 1811). Яркие, сочные нар. образы, добродушный лукавый юмор, эмоциональность, индивидуализация речи персонажей отличали эту комедию, сохраняющуюся в репертуаре т-ра до наст. времени. Разгром Пруссии в 1806 способствовал развитию в творчестве К. "спутанности чувств" (Гете). В эти годы поэта привлекают подсознательные движения человеческой души, мистика, фантастика. В трагедии "Пентесилея" (1808, пост. в 1876), написанной на сюжет античного мифа (Пентесилея - царица амазонок), действуют мятущиеся люди, старающиеся превзойти друг друга в исступленной жестокости. В историч. драме "Битва Германа" (1808, пост. в 1860) К. националистически изображает апофеоз войны. Несколько особняком стоит драма "Кетхениз Хейльбронна" (1810, Вена) - о любви простой девушки к владетельному феодалу. Мистич. предчувствия пронизывают эту пьесу, развертывающуюся на условно-историческом фоне. Таинственному, иррациональному противостоит в пьесе светлый жизнеутверждающий образ героини, мастерское изображение отдельных характеров, исполненных страсти и жизненной силы. Трагедия "Принц Фридрих Гомбургский" (1810, пост. 1821, "Бургтеатр") - последнее драматич. произв. К. Эта пьеса идеализирует монархию, утверждает националистич. чувства. Творчество К. долгие годы поднималось на щит идеологами национализма, противопоставлялось реалистич. принципам в иск-ве, но элементы реализма, преодолевающие иррационализм и мистику, позволяют ряду совр. исследователей (ГДР) давать иную оценку противоречивому творчеству К. После смерти К. пьесы его получили сценич. жизнь. В 19 в. большинство пьес К. шло в переработках. Мейнингенский т-р одним из первых обратился к подлинным текстам К. В Мейнингенском т-ре шли пьесы К. "Битва Германа" (1875), "Принц Фридрих Гомбургский" (1878), "Семейство Шроффенштейн" (1910), "Кетхен из Хейльбронна" (1876), "Разбитый кувшин" и др. "Разбитый кувшин" поставлен в 1844 в Берлинском т-ре (судья Адам - Деринг), в 1854 в "Бургтеатре" (судья Адам-Ларош), в 1919 в Москве в Гос. показательном т-ре и мн. др. В ГДР пьесу пост. реж. К. Трепте. В ФРГ ее пост. Гамбургский нем. драматич. т-р под рук. Г. Грюндгенса. "Принц Фридрих Гомбургский" пост. в 1833 Иммерманом в Дюссельдорфе, в 1907 -в Нем. т-ре и др. На Авиньонском фестивале 1951 эта пьеса показана в пост. Ж. Вилара (в гл. роли Ж. Филип). В нем. т-рах, руководимых М. Рейнхардтом, были пост. почти всв пьесы К. Соч.: Werke und Briefe, [Bd] 1-5, Lpz., 1904-05; в рус. пер. -Собр. соч., т. 1-2, П.-М., 1923; Пьесы [Вступ. статья А. Дейча], М., 1962. Лит.: Б р а н д e с Г., Главные течения литературы XIX в., пер., М., 1881; Ф р и ч e В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; M e р и н г Ф р., Клейст. Генрих фон Клейст. "Разбитый кувшин", в кн.: M e p и н г Фр., Легенда о Лессинге. Лит.-крит. статьи, пер., т. 1, М.-Л., 1934, с. 713-726; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценич. реализма в Германии, М.-Л., 1940; В r ah m O., Heinrich von Kleist, B., 1884, 1911; Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904. 2. Aufl., Lpz., 1924. Л. Гор.