О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КЛИМОВ

КЛИМОВ, Михаил Михайлович [8(20).XI.1880, Петербург,- 9. VI 1.1942, ТОилиси] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1937). Участвовал в любительских спектаклях клуба Путиловского завода, где работал конторщиком. В 1900, уйдя с завода, играл в полупроф. спектаклях. В 1901 служил в Васильеостровском т-ре в Петербурге, затем в антрепризе С. А. Трефилова в Двинске, в Одесском т-ре. Исполнял вначале роли героев-любовников, вскоре перешел на характерные роли. В 1904 был приглашен в моек. Т-р Кор-ша (дебютировал в роли Глумова - "Бешеные деньги"). Большое влияние на формирование творч. индивидуальности К. оказали Н. Н. Синельников, руководивший Т-ром Корша, М. Г. Савина и В. Н. Давыдов, в гастрольных поездках к-рых К. принимал участие. С 1909 (с небольшими перерывами) К. работал в Малом т-ре, где создал свои лучшие роли. Выдающийся представитель реалистич. школы рус. нац. иск-ва, обладавший огромным сценич. обаянием, неотразимой артистпч. заразительностью, мастер сценич. речи, К. был одним из крупнейших комедийных актеров-сатириков сов. т-ра. Он создал галерею острых и четких сценич. образов, обличавших прошлое; играл аристократов, помещиков, бюрократов, прожигателей жизни, приспособленцев, подхалимов, вредителей и т. д. В сатире К. не было нарочитости, гиперболизации. Он пользовался полутонами, играл мягко, легко, изящно, свободно. К. раскрывал образ постепенно, сохраняя определенное нарастание. Так, например, играя роль Городулина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1935), К. вначале создавал образ добродушного светского жуира, болтуна, легкомысленного бездельника, но постепенно актер раскрывал новые черты характера этого крупного дельца, циничного, опустошенного приспособленца, обладающего огромной практической сметкой. С кодийной легкостью и остротой К. играл Телятева ("Бешеные деньги", 1905, Т-р Корша; 1933, Малый т-р). В исполнении К. роли бездушного, цепкого, жестокого, жадного помещика Толоконникова ("Рас-теряева улица" по Успенскому, 1929) яркая, сочная бытовая характерность сочеталась с большой психо-логич. глубиной. Страшной силой классовой ненависти были отмечены образы Земляники ("Ревизор", 1922) и Петрыгина ("Скутаревский" Леонова, 1934). Среди лучших ролей К. также: Лыняев ("Волки и овцы", 1908, Т-р Корша; 1916 и 1941, Малый т-р), Елисатов ("Любовь Яровая", 1926), Печенегов ("Враги", 1933) и др. С 1926 К. выступал в кино ("Процесс о трех миллионах", "Йраздник святого Иоргена", "Марионетки", "Бесприданница"). Др. роли: Одесса, 1903-04: Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Геерт ("Гибель " Надежды"" Хеерманса), Ракитин ("Месяц в деревне" Тургенева); Т-р Корша: Бойм ("В городе" Юшкевича), Яша Гуслин ("Бедность не порок"), Великатов ("Таланты и поклонники"), лорд Лортон ("Веер леди Уин-дермиер" Уайльда), Загорецкий, Репетилов ("Горе от ума"), фон Кальб ("Коварство и любовь"); Малый т-р: Исправник ("Царь природы" Чирикова, 1909), Тромбицкий ("Жених" Потапенко, 1910), Арно Тринье ("Очаг" Мирбо, 1910), Стодо-лищев ("Светлая личность" Карпова, 1910), Бабаев ("Грех да беда на кого не живет" Островского, 1910), Чмоков ("Дама из Торжка" Беляева, 1911), Кудряш ("Гроза"), Набатов ("Прохожие" Рышкова), Жан Воробышкин ("Змейка" Рышкова, 1914), Потрохов ("Трудовой хлеб" Островского, 1915), Бер-жанов ("Работница" Найденова, 1916), Доброглазов ("Благодать" Урванцева), Хрустаков ("Ракета" А. Н. Толстого, 1917), кн. Дубецкий ("Закат" Сумбатова, 1917), Бернард ("Пути к славе" Скриба, 1922), Ихарев ("Игроки" Гоголя, 1923), Людовик ("Оливер Кромвель" Луначарского, 1921), Тропачев ("Нахлебник" Тургенева, 1924), Франсуа Артикль ("Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина, 1925), Меренов ("Жена" Тренева, 1928), Дубровин ("Огненный мост" Ромашова, 1929), Брында-Рыльский ("Смена героев" Ромашова, 1930), Кокой Звездинцев ("Плоды просвещения", 1917, 1932), Медведев ("Слава" Гусева, 1936), Милонов ("Лес", 1937), Шмецгер ("На берегу Невы" Тренева, 1937), Фамусов (1938), Дудукин ("Без вины виноватые", 1940). Лит.: Афанасьев В., М. М. Климов. 1880-1942, М., 1953; Новицкий П., Климов, в его кн.: Образы актеров, [М.], 1941, с. 79-116; "Театр", 1955, ј 11,с. 191- 192; Дурылин С. Н., Мастера Советского театра в пьесах А. Н. Островского, М., 1939, с. 114-16, 152-154; е г о ж е, "На всякого мудреца довольно простоты", на сцене московского Малого театра, М.-Л., 1940. В. Мае.