О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КЛОУНАДА

КЛОУНАДА - цирковой жанр. Включает в себя комич. выступления одного, двух и более артистов - клоунов построенные на приемах эксцентрики и буффонады. Истоки К.- в выступлениях нар. артистов: в России - скоморохов, во Франции - жонглеров, в Германии - шпильманов, в Польше - франтов, у народов Ср. Азии - масхарабазов, и др. В школах верховой езды в 16-17 вв., наряду с наездниками и дрессировщиками лошадей, выступали комики, пародирующие номера верх. езды. В первом стационарном цирке, открытом в 1780 Астлеем в Лондоне, выступал комик Б. Саундерс, игравший роль неловкого наездника, и комики, разыгрывавшие нар. пантомимы. Следующий этап в развитии К. связан с франц. артистом Ж. Б. Ориолем, дебютировавшим в парижском цирке Франкони в 1835. Это был ловкий акробат и эквилибрист, сочетавший сложные упражнения с комич. приемами. В России с такими же номерами выступали в 40-50-х гг. 19 в. Л. Виоль и его ученик П. Авеньели. Одновременно в англ. и др. цирках получают развитие небольшие комич. пантомимы, построенные на разл. эксцентрич. трюках; их исполняли Дж. Гримальди, К. Ф. Лоран и др. Другим истоком иск-ва К. были выступления персонажа ярмарочных представлений - Пьеро (образ франц. крестьянина, доверчивого и подозрительного, хитрого и простодушного, насмешника и говоруна). Создателями этого образа были: Джаратони, Прево, Амош. В цирке Пьеро получил наименование "белого клоуна", в его характеристике сочетались черты персонажей итал. комедии дель арте, англ. пантомимы, франц. ярмарочного т-ра. Постепенно "белые клоуны" завоевали заметное место в цирковых программах;они исполняли самостоятельные пародийные номера в буффонной манере, развлекали публику в перерывах между номерами. Основоположник нем. клоунады Кватлиц (дебютировал в цирке Ренца в Берлине в 1846) изображал робкого и неумелого конькобежца, отважившегося выйти на лед. В 70-х гг. 19 в. появляется новый персонаж -"рыжий клоун" (Август, Дурачок, Иван Кирпич); развлекая публику в паузах, он исполнял роль незадачливого униформиста (служителя арены), носил рыжий парик. Затем Рыжие стали выступать в утрированных, пародийных костюмах,. получили наименование - Коверных (их выступления обычно проходили в то время, когда раскатывали или складывали ковер). Среди первых исполнителей ролей Рыжего были Т. Беллинг, Чадвик, Дж. Гюйон и др. Коверные участвовали вместе с белыми клоунами в сценах (антре), используя в своих выступлениях лацци итал. комедии дель арте, трюки англ. пантомимы и др. шутки. В 80-х гг. 19 в. появились постоянные пары белого и рыжего клоунов; во Франции - Футит и Шоколад, в России - С. С. Альпе-ров и Бернардо. Такая К. получила название буф-фонадной. В 20 в. в этом жанре особенного успеха добились французы Бебе и Антонет, бр. Фрателлини, Алекс и Заватта, Франческо, итальянцы "Дарио-Барио и компания", испанец Ривельс, швейцарец Грок, англичане Тич и Джое Джэксон и др. В русском дореволюц. цирке в жанре К. выступали Лепом и Эйжен, Ю. и В. Костанди, Донато и Джио-вани и др. В рус. цирке клоуны впервые активно использовали сатирич. репертуар. Так, А. Л. и В. Л. Дуровы, используя дрессированных животных, создавали остро злободневные, сатирич. номера, муз. клоуны Бим-Бом, наряду с игрой на эксцентрич. муз. инструментах, исполняли куплеты и частушки на злобу дня. Злободневное, сатирич. и публицистич. начало получило наиболее полное развитие в сов. цирке. Сочетая сложные цирковые трюки с веселыми остротами, сов. клоуны ищут новые образы, близкие их зрителям. Большой вклад в развитие сов. К. внес В. Е. Лазаренко. Его традициям следовал и его сын В. В. Лазаренко. Сатирич. скетчи ставили на арене Л. К. и К. К. Таити, Д. С. Альперов и его партнеры Мишель (М. П. Калядин), Макс (М. И. Федоров), Н. Л. Лавров. Остросатирич. и лирико-комедийные номера исполнял Карандаш (М. Н. Румянцев). Другой талантливый сов. клоун О. К. Попов включает в свои выступления акробатику, гимнастику и т. п. Иск-во К., основанное на нар. традиции, развивают артисты нац. цирков: А. Юсупов (узб. коллектив), В. Байдин (укр.), Л. Енгибаров (арм.), Л. Колобов (белорус.) и др. В жанре К. в сов. цирках выступали: Г. Мозель, Д. Демаш, С. Крейн, А. Успенский, П. Лавров, К. Берман, Б. Вяткин, Ю. Никулин, М. Шуйдин, Э. Середа, X. Мусин, Е. Бирюков, Р. М. и А. Ширман, В. Мозель, О. Савич, В. Козловский, Ю. Котов и др. Иск-во К. получает развитие в странах нар. демократии: Т. Казаров (Болгария), Цендерико (Румыния), Штефи и Барош (Венгрия) и др. Лит.: Дуров А. Л., В жизни и на арене, Воронеж, 1914; Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю., Русский цирк, М. ,1953; Р а д у н с к и и И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Альперов Д., На арене старого цирка, М., 1936; Румянцев М., На арене советского цирка, М., 1954; Роланд К., Белый клоун, Рига, 1961; Советский цирк. Сборник, под общей ред. Е. Кузнецова, Л.-М., 1938; Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л. - М., 1947;' Дмитриев Ю. А., Советский цирк, М., 1963. 70. Д