АНТУАН
АНТУАН (Antoine), Андре (31. I. 1858, Лимож,- 9. X. 1943, Полигон) - французский режиссер, актер, теоретик театра. Родился в семье мелкого служащего. С юных лет увлекался театр. иск-вом, и, чтобы иметь возможность посещать спектакли, работал в т-ре "Комеди Франсез" клакером, затем - статистом. А. удалось устроиться в частную театр. школу "Жимназ де ла Пароль", где он дебютировал как актер в роли Давида Зихеля ("Друг Фриц" Эрк-мана-Шатриана). А. пытался поступить в класс декламации Парижской консерватории, но потерпел неудачу на экзамене. Работая (с 1883) клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из любительских театр. кружков - т. н. Гальским кружком. Вскоре А. становится во главе этого кружка, завязывает знакомство с писателями, группирующимися вокруг Э. Золя (А. Доде, А. Век, Э. Гонкур и др.), и делается горячим поклонником и пропагандистом эстетич. принципов школы натурализма Золя. В 1887 на основе Гальского кружка А. организовал в Париже Свободный театр. в к-ром работал до 1894. В 1897 он создал Т-р Антуана (см. Антуана театр) и руководил им до 1906; в 1906-14 А. был директором т-ра "Одеон", в эти годы он перестал выступать на сцене и целиком отдался режиссуре. Во время 1-й мировой войны А. читал лекции о т-ре в различных странах Европы и в США. После 1914 отошел от практич. деятельности в т-ре, работал в области театр. критики и в кино. Создавая Свободный т-р, А. решительно выступил против мелодрамы, мещанской драматургии, "ловко ркроенных пьес" В. Сарду и др. Разделяя позиции Э. Золя, А. считал, что т-р должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы Э. Брие, Ж. Ансе, Ж. Куртелина, Ж. де Порто-Риша и др., в которых вместо трафаретных персонажей "любовников", "героев", "неврастеников", заполнявших сцены ака-демич. т-ров, действовали живые люди - простые крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась также пропаганда передовой иностр. драматургии, доступ к-рой на франц. сцену был крайне затруднен. А. впервые во Франции поставил "Власть тьмы" (1888); "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891) Ибсена, "Нахлебника" Тургенева (1890), "Ткачей" Гауптмана (1893) и др. В то же время он провозгласил принцип "либерального эклектизма", допускавший беспрепятственное введение в репертуар т-ров произведений писателей всех направлений. Поэтому наряду с реалистическими, социально-значительными пьесами А. ставил пьесы натуралистические и иногда мистико-символистские. В области актерского и режиссерского иск-ва А. исходил из положения, что "новый т-р требует и новых исполнителей"; учил актеров тщательно разрабатывать внешний рисунок роли, раскрывать психологию действующего лица, добивался естественности, простоты исполнения, выступал против холодной, условно-декламац. манеры игры актеров "Комеди Франсез", боролся с "премьерством", ремесленничеством, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актерский ансамбль. Наиболее полно эстетич. принципы А. были воплощены в его собственном актерском творчестве. А. был замечательным характерным актером. Среди его лучших ролей: Аким ("Власть тьмы"), Освальд ("Привидения"), Кузовкин ("Нахлебник"). В своих постановках А. ломал академические театр. каноны, строил смелые для своего времени, естественные мизансцены (напр., актер мог говорить, стоя спиной к зрительному залу, и т. п.), вводил в спектакль шумовые эффекты (ветер, дождь и т. д.), новые принципы освещения сценич. пространства (уничтожение света рампы, применение верхнего света, оправданного обстановкой действия). Однако в нек-рых спектаклях А. проявились натуралистич. тенденции (напр., использование настоящих мясных туш в спектакле "Мясники" Икра, 1888). В постановках массовых сцен А. отказался от использования невыразительной толпы статистов, создавал мизансцены, в к-рых каждый из участников был наделен индивидуальным характером, имел определенную сценич. задачу. Благодаря этому массовые сцены становились жизненными и художественно-правдивыми. Деятельность А. способствовала поднятию сценич. культуры, улучшению оформления спектаклей. Он требовал изготовления спец. декораций и костюмов к каждой постановке. Выступал против "дежурных" павильонов, в к-рых шли. классич. и совр. пьесы, призывал смело применять разнообразные постановочные средства, помогающие создавать подлинную, жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Для того чтобы открыть доступ в театр широкому зрителю, А. считал необходимым значительно удешевить цены на билеты, стремился к тому, чтобы в здании общедоступного т-ра не было неудобных мест. А. понимал т-р как средство пропаганды и истолкования лит-ры. Актерское творчество он подчинял замыслу автора-драматурга и режиссера, лишая актера права мыслить самостоятельно. Впоследствии это привело А. фактически к отрицанию самостоятельности актерского творчества. Литературное наследие А. обширно и представляет собой большую теоретич. ценность, его "Дневники..." являются одним из ценных документов по истории франц. т-ра, театр. жизни конца 19 - нач. 20 вв. А работал в кино, широко используя натурные съемки. Поставил фильмы: "Братья-корсиканцы" по Дюма-отцу (1917), "Труженики моря" по Гюго (1917), "Арлезианка" по Доде (1922). В 1897 А. с группой артистов Свободного т-ра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса). Творчество А. оказало большое влияние на франц. и мировой т-р. А. развивал реалистич. тенденции в театр. иск-ве, боролся с рутиной и штампами, господствовавшими на сцене в конце 19 в., утвердил режиссерское иск-во как самостоятельную область сценич. творчества. Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur le Theatre Antoine et sur l'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. изд. Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.-Л.,1939; La vie amoureuse de Francois-Joseph Talma, P., 1925; Le theatre, v. 1-2, P., 1933-34. Лиги.: Мовшенсон А., Вступ. статья в кн.: АН-т у а н А., Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.-Л., 1939; Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 174-178; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Очерки, М.-Л.. 1939, с. 77-104; К оvatchevitch M., La vie, l'oeuvre, l'influence et le prestige de Andre Antoine, fondateur du Theatre Libre, dans fe monde, Clermont-Ferrand-P., 1941; Roussou M., Andre Antoine, P., [1954]; Sarcey F., Quarante ans de theatre (Feuilletons dramatiques), v. 5-7, P., 1901 - 1902, p. 239-317. Ар. Г