О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КТОРОВ

КТОРОВ, Анатолий Петрович [р. 12(24).IV.1898]- русский советский актер. Нар. арт. СССР (1963). В 1919 окончил студию под рук. Ф. Ф. Комиссаржев-ского. Дебютировал в 1917 в Т-ре им. В. Ф. Комиссар-жевской и играл в этом т-ре до 1920. В 1920-33 (с перерывом) работал в б. Т-ре Корша. В 1933 вступил в труппу МХАТа. Искусство актера, обретая с годами отточенность и зрелость, не испытало сложной эволюции; хорошие внешние данные, природный артистизм, мастерство сценич. диалога уже в первые годы работы выдвинули К. в число известных молодых актеров. В творчестве К. можно проследить несколько тем. Его первая значит, роль - паж Жеан в пьесе "Ванька-ключник и паж Жеан" Сологуба (1919) - молодой влюбленный повеса. С тех пор К. часто играл удачливых, веселых, легко скользящих по жизни людей, обладающих изящными манерами: Элджернон ("Легкомысленная комедия для серьезных людей" Уайльда, 1923), сын короля ("Черная месса" Шершеневича по Сарду, 1924), позднее в МХАТе- Шервинский ("Дни Турбиных" Булгакова, 1936), Дульчин ("Последняя жертва", 1948), Коко ("Плоды просвещения", Гос. пр. СССР, 1952). К той же группе образов могут быть отнесены изворотливый и сметливый Сэм Уэллер ("Пикквикский клуб" по Диккенсу, 1935) и бродяга Автолик ("Зимняя сказка" Шекспира, 1958). Вторую значительную группу в репертуаре К. составляют обольстительные изящные лицемеры, ведущие двойную игру: Петлиц ("Канцлер и слесарь" Луначарского, 1921), Люцио ("Мера за меру" Шекспира, 1922), Джозеф ("Школа злословия" Шеридана, 1940), Керкер ("Домби и сын" по Диккенсу, 1949). Остро характерное дарование К. раскрылось в таких образах, как тиран Навуходоносор ("Иудейская вдова" Кайзера, 1923), отец Степан ("Земля" Вирты, 1937), краснобайству ющий адвокат Звонцов ("Егор Булычев и другие", 1934, "Достигаев и другие", 1938), доносчик и завистник Петр Долгоруков ("Пушкин" Булгакова, 1943), гитлеровский садист Розенберг ("Русские люди", 1943), эгоистичный и самовлюбленный профессор Серебряков ("Дядя Ваня", 1947), воинствующий мещанин Суслов ("Дачники", 1953), политикан Муссе ("Убийца" И. Шоу, 1961). С успехом исполняет К. и роли, требующие глубокого психологич. анализа, мастерства внутр. перевоплощения. Из первых работ К. к этим ролям относились: Генри ("Пурга" Щеглова, 1927), поручик Печерский ("Инженер Мерц" Никулина, 1929), писатель Шевелев ("Попутчики" Сейфуллиной, 1932), а также Каран-дышев ("Бесприданница" Островского, 1932). Позднее - Кроссман ("Осенний сад" Хелман, 1956) и Бернард Шоу ("Милый лжец" Килти, 1962), в последнем спектакле актеру удалось раскрыть сложный внутр. мир большого художника. К. безупречно владеет голосом, у него выразительный* жест, пластика, тонкое чувство юмора. С 1925 снимается в кино-Каскарилья ("Процесс о трех миллионах"), Коркис ("Праздник святого Иоргена"), Паратов ("Бесприданница") и др. 3. В л. КУ (казах. - хитрец, пройдоха) - казахские народные комики-затейники, увеселявшие народ на праздниках и свадьбах шутками, веселыми песенками, комич. выходками. Напр., во время свадебного обряда "бет-ашар" (открытие лица невесты) ку представлял невесте родственников жениха, шутливо имитируя их повадки и требуя от них подарка невесте. При развитии проф. т-ра комич. приемы ку были использованы первыми нац. актерами. В Киргизии нар. комики, выполняющие те же функции, что и ку, наз. к у у д у л. Н. Л.