АППИА
АППИА (Appia), Адольф (1. IX. 1862-29. II. 1928) - музыкант, художник и теоретик театра. Род. в Женеве (Швейцария). Творч. взгляды А. формировались в 90-х гг. в кругах, близких вагнеров-скому т-ру в Байрейте и пропагандировавших идеи музыкальной драмы. Наблюдая ремесленническую, рутинную постановку произв. оперного иск-ва на сцене, А. выступил с книгой "Сценическое воплощение вагнеровской драмы" (1895), а затем с работой более общего характера - "Музыка и ее сценическое воплощение" (1899). А. требовал, чтобы оформление спектакля было подчинено интересам актера, к-рого должны окружать не иллюзорные живописные холсты, а подлинно трехмерное пространство, с планшетом сцены, разбитым на планы различной высоты, по к-рым мог бы двигаться актер. Мощным выразит. средством А. считал свет, но не рамповый и софитный, уничтожающий тени, а концентрированный, создающий тени и выявляющий объем. Подчиняя сценич. оформление спектакля раскрытию душевного состояния персонажа, А. требовал отказа от бытовой и историч. детализации, призывал к предельной обобщенности, абстрактности и условности декорации, считал, что цветовой или световой штрих способен в большей мере раскрыть эмоциональное содержание образа, чем бытовые детали. Ок. 1910 А. стал работать совм. с Э. Жаком-Далькрозом в руководимом последним Ин-те ритмической гимнастики (Хеллерау), где участвовал в создании пластич. композиций. С этих пор понятие ритма занимало все большее место в его теоретич. трудах и проектах оформления спектаклей. Замыслы сценич. (пространственного и светового) воплощения муз. драм Вагнера, а позднее и др. муз. и драм. произведений (пьесы Ибсена, "Фауст" Гете) А. фиксировал в эскизах. В 1903 в Париже по его замыслу была осуществлена пост. отрывков из симфонич. музыки Шумана к поэме "Манфред" Байрона и из оперы "Кармен". В 1912 в Хеллерау совм. с Жаком-Далькрозом А. пост. пластич. композицию на муз. оперы "Орфей и Эвридика" Глюка. В 1923 в миланском т-ре "Ла Скала" по его проектам и эскизам была пост. опера "Тристан и Изольда" Вагнера. На теоретич. взгляды А. оказали влияние символистские тенденции, характерные для бурж. иск-ва его времени. Но искания А. во многом определили новаторские устремления передовых режиссеров и театр. художников нач. 20 в. (М. Рейнхардт. Ж. Копо, Ж. Питоев, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров и др.). С о ч.: La mise en scene du drame wagnerien, P., 1895; Die Musik und die Inszenierung, Monaco, 189JB; Comment reformer notre mise en scene, "Revue", P., 1904, 1; Notes sur le theatre, "La vie musicale", Lausanne, 1908, 1,15 Apr.; Die Musik und das Buhnenbild, в кн.: Katalog der Zuricher Theaterkunstausstellung..., Z., 1914; L'oeuvre d'art vivant, Gen., 1921; L'art vivant ou nature morte?. P., 1923; Album de productions, Z., 1929; Goethes "Faust", Bonn, 1929. Лит.: Волконский С., Адольф Аппиа, в кн.: Художественные отклики, СПБ, 1912; Бабенчиков ?., Анпиа и Крэга к будущему театру, "Новая студия", М., 1912, сј 10; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на пубеже XIX - XX столетий, Л.-М., 1939; S i m o n s ? n L., Adolphe Appia, в кн.: The stage Is Set, N. Y., 1946; "Theatre Arts Monthly", 1932, August; G u e r r i e r i G.,ba Appia a Gordon Craig, в кн.: La regia teatrale, Roma, 1947. А. Мое.