О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КЮВЕЛЬЕДЕ ТРИ

КЮВЕЛЬЕДЕ ТРИ (Cuvelier de Trye), Жан Гильом Антуан (15. I. 1766 - 27. V. 1824) - французский драматург. Юрист по образованию. В 1790 вступил в армию, принимал участие в первых походах Наполеона. Выйдя вскоре в отставку, занялся лит. деятельностью. Известность К. е Т. принесли его сце-нич. произведения - пантомимы и мелодрамы, конкурировавшие с мелодрамами Г. Пиксерекура и Л. Кенье. К. де Т. получил прозвище "Кребийона бульваров", т. к. пьесы его, подобно трагедиям Кребийона, были насыщены ужасами, кровавыми преступлениями, происходившими в таинственной и страшной атмосфере. К. де Т. в течение первых десятилетий 19 в. заполнял своими пьесами сцены т-ров "Ам-бигю комик", "Гете" и др. Среди его мелодрам: "Невидимый трибунал, или Преступный сын" (1801), "Герман и Софи, или Баварский карнавал" (1803), "Девушка-нищенка" (совм. с Ж. Б. Корсом, 1809), "Жан Сбогар" (по новелле Ш. Нодье, совм. с Леопольдом, 1818), пантомимы "Дитя несчастья, или Немые любовники" (1798), "Железная рука, или Виновная супруга" (1810). К. де Т. был инициатором использования шекспировских сюжетов на сценах "т-ров бульваров"; в 1818 в Олимпийском цирке была пост. его пантомима "Венецианский мавр, или Отелло". Он был также одним из создателей популярного в годы Империи жанра большой постановочной, зрелищной пантомимы на военные темы. Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1860 jusqu'en 1875, v. 1, P., 1879 (Histoire universelle du theatre, v. V); Ginisty P., Le melodrame, P., 1910. Е. Ф. МОЙ, Цезарь Антонович [6 (18). I. 1835, Вильно,- 26. III. 1918, Петроград] - русский композитор и музыкальный критик. Участник "Могучей кучки". Военный инженер. Отец К.-француз, мать-литовка. Образование получил в Петербурге в Гл. инженерном уч-ще и в Инженерной академии (с 1878 - проф., с 1891 - заслуженный проф.). В 1849 брал уроки гармонии и полифонии у С. Монюшко. Решающую роль в формировании К. как композитора и муз. деятеля сыграло его сближение с будущим главой "Могучей кучки" М. А. Балакиревым (с 1856) и А. С. Даргомыжским (с 1857). К. принадлежат оперы "Сын мандарина" (1878, Петербург, Клуб художников); "Вильям Ратклиф" по Гейне (1869, Мариинский т-р), "Анджело" по Гюго (1876, там же), "Кавказский пленник" по Пушкину (1883, там же), "Флибустьер" ("У моря", 1894, т-р "Опера комик", Париж); "Сарацин" по Дюма-отцу (1899, Мариинский т-р), "Пир во время чумы" по Пушкину (1901, Новый т-р, Москва), "Мадемуазель Фифи" по Мопассану (1903, т-р "Эрмитаж", Москва), "Маттео Фальконе" по Мериме (1907, Большой т-р), "Капитанская дочка" по Пушкину (1909, Мариинский т-р), детские оперы "Снежный богатырь" (1906), "Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1912), "Иванушка-дурачок" (1913), а также симф., камерно-инструмент., вок. и др. соч. Прогрессивную роль в утверждении принципов оперной драматургии "Могучей кучки" имели оперы "Вильям Ратклиф" и "Анджело". Они отличаются острым, напряженным драматизмом, реалистичностью, яркостью образов, нац. колоритом бытовых сцен. Вок. партии произв. К. выдержаны преим. в ариозно-декламац. манере. Вместе с тем в операх К. сказалась присущая композитору склонность к камерным лирич. романсовым формам. Условная романтичность сюжетов и образов опер К. определила их ограниченное, преходящее значение в развитии рус. муз. иск-ва. По завещанию Даргомыжского К. дописал его неоконч. оперу "Каменный гость" (изд. 1871); в 1916 дописал и отредактировал оперу Мусоргского "Сорочинская ярмарка" (пост. 1917), совм. с А. П. Бородиным, M. П.Мусоргскими Н. А. Римским-Корсаковым принимал участие в создании оперы-балета "Млада" (1871-72). В 1864 началась интенсивная муз.-критич. деятельность К. Он сотрудничал во мн. петерб. газетах и журналах. Важное значение имели критич. выступления К. в 60-х -нач. 70-х гг., он горячо отстаивал передовые идеи "Могучей кучки", пропагандировал творчество Глинки, Даргомыжского, Берлиоза и др. Осн. тема статей К. - борьба за реализм, за утверждение рус. композиторской школы. Соч.: Избранные статьи, Л., 1952; Избранные письма, Л." 1955; Избранные статьи об исполнителях, М., 1957. Лит.: Стасов В., Цезарь Антонович Кюи, "Артист", 1894, ј 34 (см. также приложение к ј 34 и 35); А. Е. М., Историческая справка об операх Ц. А. Кюи, поставленных на сцене Императорских театров, "ЕИТ". Сезон 1892-1893, СПБ, 1894.