О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛАУТЕР

ЛАУТЕР, Антс Михкелевич [р. 23.VI(5. VII).1894]- эстонский советский актер, режиссер, педагог. Нар. арт. СССР (1948). Сценич. деятельность начал в 1913 в т-ре "Эстония" (Таллин). В годы 1-й мировой войны выступал как актер в рус. т-ре (в Новгороде). В 1918-40 и позднее работал в т-ре "Эстония". Режиссерскую деятельность начал еще в 1919. В годы Великой Отечеств, войны возглавлял драм. группу Эст. художеств. ансамблей, находившихся в эвакуации. В 1944-49 был художеств. рук. т-ра "Эстония", в 1949-,0-гл. реж. Т-ра им. Кингисеппа, в 1953- 1955-реж. т-ра "Ванемуйне", в 1958-61-художеств. консультант т-pi ."Эстония", педагог студии сценич. иск-ва. Дктерск работы Л. характеризуются тщательностью лвтадеи, точностью выразит, средств, тонкой интеллектуальностью, мастерством сценич. слова, жеста. Выдающееся актерское мастерство сочетается в его сценических образах с гражданским пафосом. Мастер преврцлощения, обладающий ярким темперамента, Л. создает героические и характерные образы. Роли: Хлестаков (1918), Гамлет (1923); Олоферн ("Юдифь" Таммсаар.е, 1924), Лео Саалеп ("Неуловимое чудо" Виль-де, 1925), Кард Моор (1924); Ялака Яан ("В усадьбе Пю-ве" Китцберга,' 1925), Пер Гюнт (о. п. Ибсена, 1927), Бенедикт ("Много шума из ничего" Шекспира, 1936), Вильгельм Телль (о. п. Шиллера, 1936), Аарне ("Женщины Нискавуори", 1936, и "Хлеб Нискавуори", 1939, Вуолийоки), Ильвес ("Связь" Вильде, 1940), Вершинин ("Три сестры", 1948), Харитонов ("За тех, кто в море!" Лавренева, 1946), Городничий (1954); профессор Горностаев ("Любовь Яровая", 1957), ЯакЙоорам ("Микумярди" Раудсеппа, 1957), профессор Окаемов ("Машенька" Афиногенова, 1952), Кюслаук ("Лауритс" Китцберга, 1955), Шейлок (1958). Режиссерское творчество Л. отличается ясностью, продуманностью концепции, точностью мизансцен, определенностью стиля и жанра спектакля. Он добивается исполнительского ансамбля; как режиссер-педагог воспитал поколение эстонских актеров. Пост.: "Дантон" Роллана (1923), "Юдифь" Таммсааре (1924), "Домовой" Вильде (1924 и 1938), "Разбойники" (1924), "Как вам это понравится" (1926), "Буря" (19.29), "Сон в летнюю ночь" (1937) Шекспира; "Конец пути" Шериффа (1930), "Русские люди" (1944), "Русский вопрос" (1947), "Враги" (1947), "Три сестры" (1948); "Два лагеря" Якобсона (1948); в т-ре "Ванемуйне": "Таня" Арбузова (1953), "Ревизор" (1954), "Мера за меру" Шекспира (1954). Снимался в кино. Известен как мастер художеств. чтения. Автор мн. статей по театр. иск-ву и одноактных пьес. Вел педагогич. работу (с 1947-профессор) в Эст. консерватории и театр. ин-те. Гос. пр. СССР (1952). Соч.: Theodor Altermann, "Eesti Noukogude Teater" [Almanahh, II], Tallinn, 1956; Eduard Kurnini (1883-1933), "Eesti Noukogude teater". [Almanahh, III], Tallinn, 1957 ; Neu-vosto-Eestin Draamateatteri, Tallinn, 1959. Лит.: Бачелис Т., Живой противник (Антс Лау-тер в роли городничего), "Театр", 1956, .ј il; Pauso V. Lauter je aeg, "Eesti NSV Teatrid", Tallinn, 1958, ј i; Kask K., Peatugem suurteose ees. (A[nts] Lauter Shylocki osas), там же, 1959, .Na 3. /f. K ас к