О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛЕГАР

ЛЕГАР (Lehar), Ференц (нем. Франц) (30. IV. 1870, Комаром,-24.X. 1948, Бад-Ишль) -венгерский композитор. Род. в семье военного капельмейстера. В 1888 окончил Пражскую консерваторию. Работал " концертмейстером оркестра т-ра в Бармен-Эльбер-фельде. По совету А. Дворжака занялся композицией. Написал оперу "Кукушка" на сюжет из рус. жизни (1896, Лейпциг; 1899, Будапешт, позднее переименована в "Татьяну", 1905, Брно). С 1902 Л. - дирижер венского "Т-ра ан дер Вин", где была пост. в том же году первая оперетта Л. "Венские женщины". Там же были пост. оперетты "Плетельщик корзин" (1902), музыка к-рой основана на мелодиях словацких нар. песен, "Шуточная свадьба", "Божественный супруг" (обе 1904) и одна из самых популярных оперетт д.- "Веселая вдова" (1905; в 1906 пост. А. А. Брянским в Петербурге). Всего Л. создал св. 30 оперетт, в т. ч. "Граф Люксембурга (1909, "Т-р ан дер Вин", Вена; 1909, т-р "Буфф", Петербург), "романтич. оперетту" "Цыганская любовь" (1910, "Карлстеатр", Вена), "Ева" (1911, "Т-р ан дер Вин"; 1912, т-р "Пассаж", Петербург, пост. К. Д. Грекова, первыми спектаклями дирижировал автор), "Там, где жаворонок поет" (1918, Будапештский оперный т-р), "Голубая мазурка" (1920, "Т-р ан дер Вин"), "Желтая кофта" (1923, там же; с новым либр. под назв. "В стране улыбок" - 1929, т-р "Метрополь", Берлин), "Джудитта" (1934, Венская гос. опера) и др. Творчество Л. во многом определило гл. черты новой венской оперетты; место гротесковых сатирич. буффонад заняли бытовые муз. комедии и (начиная с "романтич. оперетты" "Паганини", 1925, "Иоганн Штраус-театр", Вена) лирич. драмы, к-рые современники называли "легариадами". Музыка Л. мелодична, танцевальна, эффектно инструментована, композитор большое внимание уделял оркестру. В своих лучших произв. Л. широко использовал венг., рум., слав. и др. нар. напевы. Оперетты Л. завоевали популярность во мн. странах мира. На сов. сцене с успехом пост. "Веселая вдова" (1935)-Ленингр. т-ром муз. комедии; "Граф Люксембург" (1923), "Голубая мазурка" (1925), "Цыганская любовь" (1935) -Моск. т-ром оперетты; "Ева", "Там, где жаворонок поет" (обе 1923), "Желтая кофта" (1925) - Ленингр. Малым оперным т-ром, и др. Лит.: Я р о н Г., Ференц Легар - классик оперетты, "Советская музыка", 1958, ј 10; D es с е у Е., Franz Lehar, W., 1924; 2. Aufl., Munch., 1930; Czech S. Franz Lehar-Weg und Werk, В., 1940; 2. Aufl., В., 1942; К п о s р G., Franz Lehar, Brux., 1943; Р е t е a n i М. v., Franz Lehar: seine Musik, sein Leben, W., 1952. /\