О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - яркий, образный мелодич. оборот (иногда целая тема), применяемый в музыке для характеристики какого-либо лица, идеи, явления, переживания и многократно повторяющийся по ходу развития сюжета. Принцип Л. широко используется в опере, балете и др. муз.-драм. соч. Л. сопровождает появление героя или упоминание о нем (Л. Снегурочки в опере Римского-Корсакова, Зигфрида - в тетралогии "Кольцо Нибелунга" Вагнера, лебедей - в балете "Лебединое озеро"), утверждает ведущую идею произв. [Л. нар. борьбы в опере "Семья Тараса" Кабалевского, любви - в "Отелло" Верди, судьбы (тема трех карт)-в "Пиковой даме"]. Л. применяют также для изображения явлений природы (море в "Сказке о царе Салтане") и даже отдельных предметов (меч, копье в "Кольце Нибелунга"). Л. может видоизменяться по мере развития образа героя или явления. Л. могут характеризовать как один персонаж (Л. царя Ивана Грозного в "Псковитянке"), так и группу персонажей (Л. клятвы комсомольцев в "Семье Тараса"). Иногда Л. применяются также для обрисовки чувств героев (Л. ревности в партии Амне-рис, патриотизма - в "Иване Сусанине"). Как эпизодич. прием Л. встречается уже в музыке 18 в. (оперы А. Скарлатти). В нек-рых операх эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. Л. служит для выражения особо значит, ситуации или переживания. С 19 в. принцип Л. находит все большее применение в опере ("Вольный стрелок" Вебера и др. произв.). Вагнер берет систему Л. в основу муз. драматургии своих опер ("музыкальных драм"), особенно тетралогии "Кольцо Нибелунга". Принцип Л. получил творчески своеобразную разработку в музыке рус. композиторов-классиков, стал одним из средств реалистич. оперной драматургии. Очень широко использовал его Римский-Корсаков, выработавший самостоят, систему Л. (в операх, симф. сюите "Шехеразада" и др.). Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.