О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛЕНСКИЙ

ЛЕНСКИЙ (наст. фам.- В е р в и ц и о т т и; носил ее до 1897), Александр Павлович [1(13).X.1847, Кишинев,-13(26). X.I 908, Москва] - русский актер и режиссер, театральный педагог. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и О. Вервициотти. После смерти родителей с 1858 жил в семье актера Малого т-ра К. Н. Полтавце ва (женатого на сводной сестре Л.). Постоянное посещение Малого т-ра, участие в любительских спектаклях способствовали развитию у Л. интереса к театр. иск-ву. В 1865 Л. дебютировал во Владимире в т-ре под рук. А. М. Читау-Огаревой. До 1876 играл на провинциальной сцене (Нижний Новгород, Самара, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса и др.). В Москве впервые выступил в июле 1872 в Т-ре на Политехнич. выставке. Летом 1873 гастролировал в Общедоступном т-ре, возглавляемом П. М. Медведевым. С 1876 до конца жизни работал в моск. Малом т-ре (в 1882-84 - в Александрийском т-ре). С 1907 был гл. режиссером Малого т-ра. Утверждая в иск-ве принципы психологич. правды, Л. достигал высокого мастерства сценич. перевоплощения. Игра его была проникнута стремлением к реалистич. многосторонности, историч. точности в характеристике персонажа. Иск-во Л. отличалось остротой внешнего рисунка,вниманием к деталям, высоким мастерством мимики и грима; он обладал "...совершенно исключительной сценической мягкостью..." (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39), обаянием, тонким юмором, Жизненной простотой исполнения, высокой артистичностью и изяществом. Творчество Л., мыслящего и взыскательного художника, было редким по широте диапазона. Он был ярким характерным актером, его сценич. образы являлись результатом внимательного изучения жизни, психологии человека. Художник лирич. дарования, Л. создавал сценич. образы, проникнутые гуманистич. направленностью; его творчество получило признание в кругах передовой рус. интеллигенции. Драм. образы Л. часто раскрывали тему борьбы за счастье народа, осуждали бесправие и насилие, утверждали ценность и достоинство человека, в комедийных образах - сатирически осмеивалась общественная никчемность, вырождение правящих классов. Среди лучших ролей Л.: Гамлет (1871, 1877), Ричард III (1876 - Одесса, 1877), Отелло (1879 - Киев, 1888), Бенедикт (1869, 1877) и Петруччио (1870, 1876) в комедиях Шекспира "Много шума из ничего" и "Укрощение строптивой", Дон Жуан ("Дон Жуан" Мольера, 1876), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1879), Филипп II ("Дон Карлос", 1894), епископ Николае ("Борьба за престол" Ибсена, 1906). Особое место в творчестве Л. занимали роли рус. классич. драматургии: Чацкий (1871, 1876), Фамусов (1887); профессор Кругосветлов ("Плоды просвещения", 1891), Муром-ский ("Дело" Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием "Отжитое время", 1900). Ок. 30 ролей сыграл Л. в произв. А. Н. Островского: Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты", 1869, 1876), Дульчин ("Последняя жертва", 1877), Паратов ("Бесприданница", 1878), Великатов ("Таланты и поклонники", 1881), Лыняев ("Волки и овцы", 1893), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", 1905), Дудукин ("Без вины виноватые", 1908) и др. Л. играл также в пьесах совр. ему авторов - А. И. Пальма (Неклюжев - "Наш друг Неклюжев", 1879), А. И. Сумбатова (князь Дубецкой - "Закат", 1899; Анания Глаха - "Измена", 1903; Светинцев - "Невод", 1905), Вл. И. Немировича-Данченко (Столбцов - "Новое дело", 1890; Демурин - "Цена жизни", 1896) и мн. др. Стремясь к реформе, обновлению т-ра, к воспитанию актеров высокой культуры, владеющих реа-листнч. творч. методом, следующих единым художеств. традициям, Л. боролся с дилетантизмом, ложно понятой натуральностью. Важнейшее значение придавал он театр. образованию, театр. школе, видя в ней "будущее русского драматического иск-ва". С 1888 Л. преподавал на драм. курсах Моск. театр. уч-ща, с 1895 начал ставить с молодыми актерами" Малого т-ра, своими воспитанниками, утренние спектакли, уделяя особое внимание пост. пьес Островского. Л. связывал задачи режиссера и педагога, добивался сочетания в актерском иск-ве творч. вдохновения с высокой актерской техникой; внешние средства актерской выразительности он подчинял раскрытию внутр. логики характера, замыслу роли. Л. написал ряд статей по вопросам актерского мастерства ("Заметки о мимике и гриме", 1890, "Заметки актера", 1894, и др.), внесших значительный вклад в развитие театр. эстетики. Утверждая принципы реализма, Л. считал, что т-р, раскрывая внутр. мир человека, его отношения с внешним миром, должен основываться на художественном воспроизведении реальной жизни. Сторонник иск-ва переживания, Л. видел в нем основу театр. действия, требовал от актера, чтобы он ощутил себя сценич. героем, был захвачен его чувствами. Л. был одним из создателей Нового театра (филиал Большого и Малого т-ров), в к-ром в 1898-1903 он возглавлял драм. труппу молодых актеров, состоявшую преим. из его учеников. Борясь с безыдейностью, пошлостью бурж. репертуара, Л. пост. в Новом т-ре произв. Островского (в т. ч. "Козьма Захарьич Минин-Сухорук", 1899, "Снегурочка", 1900), Гоголя ("Ревизор", 1898, "Женитьба", 1898, инсценировка поэмы "Мертвые души", 1902), Бомарше ("Севильский цирюльник", 1898, и "Женитьба Фигаро", 1899), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1899, и "Виндзорские проказницы", 1902) и др. В Малом т-ре Л. осуществил пост. пьес Шекспира ("Ромео и Джульетта", 1900, "Кориолан", 1902, "Буря", 1905), Островского ("Без вины виноватые", 1908) и др. В своих режиссерских работах Л. добивался гармонии всех элементов спектакля, подчиняя их задаче раскрытия идейного содержания пьесы. Утверждая ведущую роль режиссера в создании спектакля, он стремился к осуществлению единого целостного режиссерского замысла постановки, к актерскому ансамблю, добивался увеличения репетиционного периода работы с актерами. Большое значение придавал муз. и декоративному оформлению спектакля; требовал изготовления новых декораций для каждой постановки, сам выступал в роли театр. художника, ввел ряд технич. усовершенствований (вращающийся круг сцены и др.). Работая режиссером в Новом и Малом т-pax, Л. боролся против чиновничье-бюрократич. произвола, косности и рутины в иск-ве, против постановки символистской, эстетской драматургии. Но в условиях реакц. режима императорских т-ров Л. не мог отстоять свои художеств. позиции. Травля со стороны дирекции, цензурные ограничения привели Л., незадолго до смерти, к решению оставить Малый т-р. В своем творчестве Л. выступал последователем сце-нич. эстетики Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина, А. Н. Островского. Взгляды его как режиссера и театр. педагога были во мн. близки принципам, положенным К. С. Станиславским и В. И. Немиро ви-чем-Данченко в основу новаторской деятельности Моск. Художеств, т-ра. Среди учеников Л.-В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев, П. М. Садовский и др. Соч.: А. П. Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950. Лит.: Михайловский В. А., Большой талант (опыт характеристики сценического творчества А. П. Ленского), "ЕИТ", 1910, вып. 6, стр. 85-106; Филиппов В., А. П. Ленский, "Временник Русского Театрального общества", М., 1924, кн. 1, стр. 188-218; Дурылин С., А. П. Ленский (1908-1933), "Театр и драматургия", 1933, ј 9; е г о же, А. П. Ленский в "Борьбе за престол", там же, 1934, ј 11-12; 3 о г р а ф Н., Александр Павлович Ленский (1847-1908), М.-Л., 1944; его же, Александр Павлович Ленский, М., 1955 (на стр. 419-451 имеются списки ролей и режиссерских работ Л., основная библиография). ff з.