О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛЕСАЖ

ЛЕСАЖ (Lesage), Ален Рене (1668-17. XI. 1747)- французский писатель, драматург. Автор знаменитых романов "Хромой бес", "Похождения Жиль-Бласа из Сантильяны". Один из крупнейших представителей демократич. оппозиционной лит-ры, возникшей на заре просветит, движения. Драма-тургич. деятельность начал переработкой пьес Рохаса Сор-рильи, Лопе де Вега, Кальде-рона. Первый большой успех Л. определила одноактная прозаич. комедия "Криспен- соперник своего господина" (1707, "КомедиФрансез"). Использовав традиционный образ театр. слуги Криспена, Л. изменил старую сюжетную схему; в его комедии слуга ворует и лжет, чтобы самому "выйти в люди", приспособиться к хищнич. законам общества. В следующей комедии "Т юрка ре" (1709, "Комеди Франсез") - одном из выдающихся произв. нац. сатирич. драматургии - выражены настроения нар. протеста, показаны паразитизм знати и грабительство буржуазии. Испуганный сатирич. силой пьесы, т-р "Комеди Франсез" не решался ставить ее (пьеса попала на сцену почти случайно). Возмущенный Л. отказался сотрудничать с этим привилегированным т-ром и перешел в 1712 в ярмарочный т-р, для к-рого написал св. 100 комедий-водевилей, в т. ч. "Арлекин-король Серендиа" (1713), "Арлекин-Магомет" (1714), "Храм судьбы" (1715), "Арлекин-король людоедов, или Семимильные сапоги" (1720), "Ящик Пандоры", "Черная голова" (обе в 1721) и др. Социально-сатирич. мотивы этих пьес раскрывались на сказочном, фантастич. материале. В них широко применялись музыка, пение, танец, что способствовало формированию жанра комич. оперы; Л. тщательно подбирал мелодии к куплетам своих комедий, стихи в них были органически связаны с музыкой (по настоянию Л. в ярмарочном т-ре начали работать композиторы). Деятельность Л. помогла ярмарочному т-ру устоять в борьбе против преследований. Продолжатель традиций Мольера, Л. в то же время стремился преодолеть абстрактность классицистских образов, воплощающих какую-либо одну страсть. Предвестник реалистич. иск-ва просветителей, Л. прокладывал путь прогрессивному направлению в драматургии. Совм. с драматургами Фюзелье и дОрневалем Л. издал сборник пьес "Ярмарочный театр" (1737). Соч.: Тюркаре, М., 1955; Криспен - соперник своего господина, М., 1957; Le theatre espagnol. P., 1700; Le theatre de la foire, ou l'Opera-Comique, v. 1-10, P., 1721-37; Oeuvres completes, v. 1-12, P., 1821. Лат.: F a gue t E., Dix-huitieme siecle, P., [s. d.]; Barberet V., Lesage et le Theatre de la Foire, Nancy, 1887; Brunetiere F., Les epoques du theatre francais, P., 1892; L i n t ? 1 h a с E., Lesage, P., 1893; История французской литературы, т. l, M., 1956; Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, M.- Л., 1939; Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.- М., 1948. Е. Ф.