О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛЕШКОВСКАЯ

ЛЕШКОВСКАЯ (наст. фам. -Ляшковская), Елена Константиновна (1864, Егорьевск, -12. VI. 1925, Москва) - русская актриса. Нар. арт. Республики (1924). Будучи курсисткой Моск. высших женских курсов, в 1885 поступила в Муз. драм. училище Моск. филармонич. об-ва; педагоги - О. А. Правдин (драм. класс), А. М. Невский и К. Г. Вильде (класс дикции и декламации). На выпускном спектакле с большим успехом сыграла роль Лили ("Завоеванное счастье" В. А. Крылова, 1887). По окончании уч-ща в 1888 была принята в труппу Малого т-ра. Уже в первых ролях (Зина-"Семья" Крылова, дебют Л. на сцене Малого театра, 1887; Лика - "Шалость" Крылова, 1888, и др.) Л. обратила на себя внимание естественностью п легкостью игры, искренностью чувств, выразительностью мимики, пластичностью. Одухотворенность, эмоциональность исполнения Л. роли Иоланты ("Дочь короля Рене" Андерсена, 1888) вдохновили П. И. Чайковского на создание оперы "Иоланта". В первые годы значит, часть репертуара Л. составляли драм. роли: Марина Мнишек("Борис Годунов", 1889; "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского, 1892), королева Мария ("Рюи Блаз" Гюго, 1891), Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу, 1895) и др. Однако индивидуальность актрисы четко определилась в комедийных ролях. Особенно метко рисовала Л. светских "хищниц", кокеток, интриганок, раскрывая их внутр. опустошенность, лицемерие: Глафира ("Волки и овцы", 1893), Лидия Чебоксарова ("Бешеные деньги", 1893), Лебедкина ("Поздняя любовь" Островского, 1896) и др. Гибкий тремолирующий голос актрисы передавал скрытую нервную силу, выражал малейшие душевные движения. Остротой, блеском юмора, женственностью, изяществом, неотразимым обаянием, виртуозной техникой, мастерством ведения диалога было отмечено ее исполнение ролей Дианы ("Собака садовника" Лопе де Вега, 1893), Катарины ("Укрощение строптивой", 1899), леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана, 1902) и др. Разносторонность дарования Л., владевшей иск-вом перевоплощения, психологии, анализа, проявилась также в положительных ролях совр. женщин. Преодолевая зачастую неполноценность драматургии, материала, Л. создала привлекательные, лирич. образы девушек, обладающих умом, волей: Нюта ("Цепи"Сумбатова, 1888), Вероника ("Подорожник" Гославского, 1897) и др. С сер. 900-х гг. Л. перешла на характерные роли более пожилых женщин: Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1905), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1907), миссис Чивлей ("Идеальный муж" Уайльда, 1909), Огудалова ("Бесприданница", 1912), О строгина ("Ночной туман" Сумбато-ва, 1916) и др. В сов. время творчество Л. приобрело особую остроту сатирического обличения и гармонич. ясность; роли: княжна Плавутина-Плавунцова ("Холопы" Гнедича, 1921), Гурмыжская (1921), Туру-сина ("На всякого мудреца...", 1923), Пелагея Егоровна ("Бедности не порок", 1924) и др. С 1920 Л. преподавала в 3-й студии МОНО, реорганизованной в Студию им. Ермоловой (в 1922-25 Л. была директором этой студии). Др. роли: Наталья Дмитриевна ("Гере от ума", 1899), Дарья Владимировна ("Пустоцвет" Персияниновой, 1903), Лона Ладинзер ("Звезда" Бара, 1906), Гертруда ("Любовь- все" Седерберга, 1910), Сюзанна ("Женитьба Фигаро", 1910), баронесса де Галье ("Очаг" Мирбо, 1910), Мадлон ("Жеманницы" Мольера, 1911), Зоя Блондель ("На полпути" Пинеро, 1912), Анна Андреевна ("Ревизор", 1913), Антрыгина ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", 1914), герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Скриба, 1915), Глафира ("Декабрист" Гнедича, 1918), княгиня Тугоуховская ("Горе от ума", 1919). Лит.: Якобсон П., Актеры о своем творчестве, в кн.: Театральный альманах. Сб. статей и материалов, кн. 7, M., 1948, с. 123-27; Амфитеатров А., Последняя реалистка, в кн.: "И черти, и цветы", СПБ, 1913, с. 131- 152; Михайловский Вл., Е. К. Лешковская (к 25-летию ее сценич. деятельности), "ЕИТ". Сезон 1913, вып. 3, СПБ, с. 44-52; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 130-140; E. K. Лешковская. Письмо Южина В. В. Федорову, в кн.: Южин-Сумбатов А. И., Воспоминания. Записи. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, с. 510-13; Федоров В.В., Е. К. Лешковская. Опыт характеристики, М., [б. г.]; Щ e п-кина-Куперник Т. Л., Из воспоминаний о русском театре, М., 1956, с. 100-106. Е. Фил.