ЛЕЯСКАЛНЕ
ЛЕЯСКАЛНЕ (наст. фам. - Л и к у м а), Ольга Андреевна [р. 30. Х (12. XI). 1904]-латышская советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1954). В 1920-23 училась на драм. курсах Зелтматиса. С 1924-актриса Художеств, т-ра (Рига), затем Вал-миерского т-ра. В 1926 была принята в труппу Нац. т-ра ( с 1940 Т-р драмы Латв. ССР). Проявила себя яркой характерной актрисой. Роли: Ольга ("Сын рыбака" Лациса, 1934), Гурмыжская ("Лес", 1936). Л.- мастер ярких и жизненных характеров. Особенно значит, образы создала в пьесах латыш. авторов. Л. выразительно передает своеобразие персонажей, обладает тонким чувством юмора, владеет иск-вом сатирич. заострения образов. Роли: Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана, 1945), госпожа Бауман ("Купальщица Сусанна" Упита, 1946), Смельская ("Таланты и поклонники", 1948), Лизбета Бривинь ("Земля зеленая" Упита, 1950), Ольга ("Сын рыбака", Гос. пр. СССР, 1950), Олиниха ("Времена землемеров" бр. Каудзит, 1950), Пелагея ("Канун грозы" Маляревского, 1952), Анна ("Злой дух" Блаумана, 1953), Матрена ("Хозяин" Соболева, 1961). В. X. ЛИ (Leigh), Вивьен (наст. имя и фам.-Вивиан Мэри Хартли; Hartley) (p. 5. XI. 1913)-английская актриса. Театр, образование получила в Париже и Королевской Академии драм. иск-ва в Лондоне. С 1934 начала сниматься в кино. В 1935 дебютировала на сцене т-ра "Кью" в Лондоне. Приобрела известность после исполнения роли Генриетты в пьесе А. Дьюкса по К. Штернхейму "Маска добродетели" ("Амбасса-дорс т-р", 1935). С успехом выступала Л. в т-ре "Олд Вик" в ролях: Титания ("Сон в летнюю ночь", 1937), леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана), леди Анна ("Ричард III"), Антигона (о. п. Ануя) (все в 1949), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына, 1961, гастроли в Австралии). Играла в т-рах: "Хей-маркет", "Финикс", "Олдуич", "Сент-Джеймсес", "Аполло". Среди др. удачных ролей: Дженифер Дю-беда ("Дилемма врача" Шоу), Сабина ("На острие ножа" Уайлдера), Бланш ("Трамвай, называемый Желание" Уильямса), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира и "Цезарь и Клеопатра" Шоу). Мери ("Спящий принц" Реттигена), Паола ("Дуэль ангелов" Фрая по пьесе "Для Лукреции" Жироду). Л. часто выступала с Л. Оливье, в т. ч. в спектаклях "Мемориального т-ра" в 1955 "Макбет" (леди Макбет), "Двенадцатая ночь" (Виола), "Тит Андроник" (Лави-ния), играла Офелию (т-р "Олд Вик"). Осн. тема творчества Л.- трагедия женщины в совр. бурж. обществе. Актриса находит тонкие приемы для раскрытия психологии своих героинь, показывает их светлые духовные порывы. Л. играет женщин порой страдающих, иногда радостных, но всегда любящих, нежных и чистых. Снималась в фильмах "Мост Ватерлоо", "Леди Гамильтон", "Анна Каренина" и др. Лит.: У т и л о в В., Вивьен Ли, М., 1963; В a r k e r F., The Oliviers, L., 1953. ЛИ (Lee), Натаниел (ок. 1653 - 1692) - английский драматург. Сын священника. Начал выступать в т-ре как актер, но успеха не имел. Обратившись к драматургии, стал одним из последователей Дж. Драйдена; был соавтором его трагедий"Эдип" (1679, т-р "Дорсет Гарден", Лондон) и "Герцог Гиз" (1682, т-р "Друри-Лейн"). Писал трагедии на античные сюжеты: "Нерон" (1675), "Глориана" (1676), "Софонизба" (1676), "Митридат" (1678), "Константин Великий" (1684)-все пост. в т-ре "Друри-Лейн", "Тео-дозий" (1680), "Люций Юний Б рут" (1681)-обе пост. в т-ре "Дорсет Гарден", Лондон. В трагедиях Л. бурные страсти, мелодраматич. события подчинены правилам поэтики классицизма. Наибольший успех имела трагедия "Царицы-соперницы" (1677, т-р "Друри-Лейн")-о женах Александра Македонского Роксане и Статире. Пьеса держалась в репертуаре англ. т-ров свыше ста лет. Душевное заболевание привело Л. в дом умалишенных, откуда он в 1692 бежал и про.пал без вести. Л. А.