ЛИБРЕТТО
ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв. - книжечка) 1)(в опере) - словесный текст вокального музы-кально-драматич. произведения, преим. сценического (оперы, оперетты, реже-оратории). Является лит. основой оперы. В муз.-сценич. произведении важнейшее значение имеет идейная сущность Л., правдивая обрисовка образов и ситуаций, возникающая на основе текста, качество лит. языка. Текст Л. приобретает полную силу воздействия только в единстве с музыкой. Композитор обычно участвует вместе с либреттистом в детальной разработке оперного сценария и в окончат, отделке лит. текста. Часто композитору принадлежит замысел оперного Л. и драматургич. план (сценарий). Л. может быть оригинальным сочинением ("Хованщина" Мусоргского), но чаще основывается на сюжете и образах драм. и др. лит. произв. ("Фауст" по Гете, "Евгений Онегин" по Пушкину, "Тихий Дон" по Шолохову). Как правило, драма, служащая основой Л., подвергается переработке (иногда коренной); исключения очень редки ("Каменный гость" Даргомыжского на неизмененный текст Пушкина). Л. обычно дает новую трактовку темы, сюжета, образов ("Пиковая дама" Чайковского по Пушкину). Отдельные либреттисты во многом определяли замыслы композиторов -ф. Кино, работавший совм. с Люлли над его операми (лирич. трагедиями). Талантливым сотрудником Моцарта был Л. Да Понте, автор Л. опер "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан". В оперной реформе Глюка большую роль сыграл Р. Калъцабиджи, автор Л. его опер "Орфей и Эвридика", "Альцеста" и др. Деятельное участие в создании "большой оперы" во Франции в 19 в. принимал Э. Скриб; по его Л. создали оперы Мейербер ("Гугеноты", "Роберт-Дьявол" и др.) и Обер ("Немая из Портичи"). Известными авторами Л. франц. лирич. оперы были П. Ж. Барбье (Л. оперы "Фауст" Гуно), А. Мельяк и Л. Галеви (Л. оперы "Кармен" Бизе), M. Kappe и др. Выдающиеся итал. либреттисты 19 в. - Ф. Ро-мани ("Норма", "Сомнамбула" Беллини, "Любовный напиток" и "Лукреция Борджиа" Доницетти, оперы Россини и др.), Ф. Пъяве (автор Л. 11 опер Верди, в т. ч. "Травиата" и "Риголетто"), С. Каммарано ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти, "Трубадур" и "Луиза Миллер" Верди и др.) и А. Бойто (Л. "Отел-ло", "Фальстаф" Верди, "Джоконда" Понкьелли и др.). Крупнейшие рус. либреттисты- В. И. Бель-ский (Л. опер "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок" Римского-Корсакова, и др.), М. И. Ч айковский (Л. опер "Пиковая дама", "Иоланта" Чайковского, "Франческа да Римини" Рахманинова, "Дубровский" Направника, и др.). Обычно оперное Л. строится на драматургич. принципах, общих для всех видов драм. произв., но при этом оно отличается относительной замедленностью сценич. действия, максимальной концентрацией и усилением эмоциональной стороны (особенно в ариях и ансамблях), большей лаконичностью текста, подчиненностью сценария и текста законам муз. композиции (возвращение музыкальных эпизодов, чередование BOK., хореографич. и симф. номеров, наложение одного текста на другой в ансамблях и т. д.). Художеств, ценность Л. определяется органич. сочетанием естественности драм. развития с цельностью муз. форм. Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952 (гл. 4 и 5); Д p у с к и н М-, Вопросы музыкальной драматургии оперы, М-, 1952, (гл. 1); Оголевец А. С., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; Оперные либретто, М., 1962. 2) Либретто балетное -см. Сценарий балетный.