О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛУЖСКИЙ

ЛУЖСКИЙ (наст. фам.- Калужски и), Василий Васильевич (31. XII. 1869, г. Шуя Владимирской губ., - 2. VII. 1931, Москва) - русский актер, режиссер и театральный педагог. Один из основателей M XT. Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Сблизившись с ар-тистич. кружком Алексеевых, Л. поступил на курсы драм. иск-ва при Обществе искусства и литературы (1-я роль - 3-й мужик в "Плодах просвещения", 1891). С этого времени Л. неразрывно связывает свою судьбу с исканиями реформатора рус. сцены K.C. Станиславского. В труппе M XT-со дня его основания (1898). На открытии т-ра Л. играл князя Ивана Петровича Шуйского ("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, 1898). Обладая острой наблюдательностью, редкой точностью "характерных" красок, Л. создал на сцене M XT ряд совр. портретов - людей со стертой, вялой индивидуальностью, не сумевших осуществить своих стремлений, глухо тоскующих или опустившихся: Сорин ("Чайка", 1898), Андрей ("Три сестры", 1901), Лебедев ("Иванов", 1904); преуспевающих ничтожеств: профессор Серебряков ("Дядя Ваня",1899) и др. За самодовольством Серебрякова или Бессеменова ("Мещане", 1902), за бюргерской уравновешенностью старика Фокерата ("Одинокие" Гауптмана, 1899) в исполнении Л. угадывалась та же неналаженность жизни, вызванная бурж. бесчеловечным укладом, в к-ром актер искал причину тоски чеховских персонажей, скептицизма Бубнова ("На дне", 1902). Среди лучших ролей Л. также - Федор Павлович Карамазов ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, 1910). В сов. репертуаре Л. исполнил роли Федосия ("Пугачевщина" Тренева, 1925), Манюкина ("Унтиловск" Леонова, 1928). Высоко ценя иск-во Л. как характерного актера, Станиславский утверждал, что его дарование было много выше той оценки, к-рую ему обычно давали в прессе; Л. играл роли невыигрышные в обычном понимании слова и, кроме того, его сценические образы совершенствовались в течение долгого времени после премьеры. Значит, вклад внес Л. в режиссуру спектаклей МХАТа, особенно в решение массовых сцен (сцена "Мокрое" из "Братьев Карамазовых", 1910, "Анатэма" Андреева, 1909, и др.). Участвовал в пост. спектакля "Продавцы славы" Паньоля и Нивуа (1926, совм. с Н. М. Горчаковым; худ. рук. пост.-К. С. Станиславский) и др. Л. преподавал в школе А, И. Ада-шева, а также в ряде студий, возникавших по инициативе M X Т. Др. роли: Креон ("Антигона" Софокла, 1899), Гарабурда ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1899), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь", 1899), возчик Геншель (о. п. Гауптмана, 1899), Бургомистр ("Доктор Штокман" Ибсена, 1900), Фирс ("Вишневый сад", 1904), Иван Мироныч (о. п. Чи-рикова, 1905), Репетилов ("Горе от ума", 1906), бургомистр Фохт ("Бранд" Ибсена, 1906), Василий Шуйский ("Борис Годунов", 1907), Болыпинцов ("Месяц в деревне" Тургенева, 1909), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", 1910), Гиле ("У жизни в лапах" Гамсуна, 1911), Абрезков ("Живой труп", 1911), Лобастов ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1914), Башлэ ("Продавцы славы" Паньоля и Нивуа, 1926), Бартоло ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", 1927) и др. Лит.: Ежегодник МХАТ. 1946, M., 1948; Качалов В. И., О В. В. Лужском, там же. 1943, M., 1945.