О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛЮЛЛИ

ЛЮЛЛИ (Luili, Luily), Жан Батист (Д ж о в а н-ни Баттиста) (28. XI. 1632, Флоренция, - 22. III. 1687, Париж) - французский композитор" скрипач, театральный деятель. По национальности итальянец. Основоположник франц. классич, оперы. Род. в семье мельника. В детстве выступал в интермедиях балаганного т-ра. В ,возрасте 14 лет Л. был взят в качестве слуги в Париж ко двору одной из принцесс. Обратил на себя внимание игрой на скрипке и сочинением арий и танцев. С 1652 участвовал в спектаклях при дворе Людовика XIV как танцор, затем играл в придворном оркестре. Прославился как музыкант; сольную скрипичную игру Л. современники признавали образцовой. С 1653 Л. - придворный композитор (позднее получил дворянское звание). С середины 1660-х гг. сотрудничал с Мольером (музыка к комедиям-балетам "Брак поневоле", 1664, "Мещанин во дворянстве", 1670, и др.). В 1672 Л. получил монополию на право пост. спектаклей франц. оперы и возглавил оперный т-р Парижа - "Королевскую академию музыки" (см. Академия музыки), где развернул энергичную и плодотворную деятельность (как композитор, дирижер, режиссер, балетмейстер и педагог), воспитал образцовый исполнительский коллектив. Л. создал новый оперный жанр - лирическую трагедию, монументальный спектакль на антично-мифологич. сюжет. Большое место в лирич. трагедии занимали хоры, танцы, шествия, зрелищно-декоративные и постановочные эффекты. Драматически-выразит. речитатив, сопровождаемый оркестром, был близок к приподнятой декламации, утверждавшейся Ж. Расином. Либретто к операм Л. под его непосредств. руководством писал поэт-драматург Ф. Кино. Опере предшествовал аллегорич. пролог, прославлявший воен. события и короля. Героич. по характеру, произв. Л. утверждали идею укрепления нац. государственности в условиях абсолютизма. Величественный, строго рацио-налистич. оперный стиль Л. возник на той же идей-но-эстетич. почве, что и классицизм в совр. ему драматич. т-ре (П. Корпель, Ж. Расин и др. ). Вместе с тем в ариях песенного типа, танцах и инструментальных номерах опер Л. ярко выступала нар.-бытовая основа, характерная для его музыки к комедиям Мольера. Свежая и изящная танц. музыка Л., оказала большое влияние на развитие балета и инструментальной музыки. Л. принадлежат ок. 20 лирич. трагедий, в т. ч. "Альцеста" (1674), "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Изида" (1677), "Прозерпина" (1680), "Персей" (1682), "Амадис" (1684), "Армида" (1686), оперы-балеты "Триумф любви" (1681), "Храм мира" (1685) и др., дивертисменты, пасторали, арии и др. Лит.: Асафьев Б. В., Люлли и его дело, в сб.: De musica, вып. 2, Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, в его кн.: Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Pougin A., J. В. Luily, P., 1883; La L а и г е п с i e L. de, Luily, P., 1911; его же, Les createurs de l'opera francais, 2ed., P., 1930; Prunieres H., La vie illustre et libertine de J.-B. Luily, P., 1929; В о г г е 1 Е." J.-B. Luily..., Р., 1949; Lifar S., La musique par la dance de Luily a Prokofiev, P., 1955.