О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МАЛЕР

МАЛЕР (Mahler), Густав (7.VII. 1860, Калипп\ Чехия,-18. V. 1911, Вена) - австрийский , композитор и дирижер. Выдающийся симфонист, автор монумент. оркестровых произв., один из крупнейших оперных и симф. дирижеров. Учился в консерватории "Об-ва друзей музыки" в Вене (1875-78); слушал лекции в Венском ун-те. М. ничего не написал для сцены; юношеские замыслы опер ("Герцог Эрнст Швабский" и др.) не были осуществлены. Утеряна и музыка к спектаклю "Трубач из. Зекингена" по роману В. Шеффеля (1884). Но дирижерская деятельность М. имела большое значение для нем. муз. театра. Окончив консерваторию, М. сначала (1879-82) работал в про-винц. т-рах, затем в венском "Карлстеатре" (1883), Немецком т-ре в Праге (1885-86) Лейпцигской опере (1886), где пост. мн. спектаклей. В 1888-91 М. руководил оперой в Будапеште. Здесь полностью проявился талант М. как организатора и дирижера; он пост. на венг. яз. оперы "Золото Рейна", "Валькирия" Вагнера, "Дон Жуан"; "Банк-бан" Эркеля и др. Второй этап дирижерской деятельности М. проходил в Гамбурге (1891-97), где он пост.: "Вольный стрелок", "Тангейзер", "Демон", "Евгений Онегин" (Чайковский после этой пост. назвал М. великим дирижером); "Фальстаф" Верди, оперы Сметаны и др. В 1892 в Лондоне М. дирижировал тетралогией "Кольцо Нибелунга". В 1897-1907 М. работал в Венской опере. С помощью дирижеров Б. Вальтера, Ф. Шалька, художника А. Роллера М. реорганизовал т-р; обновил его репертуар. Осуществленные под его рук. спектакли были свободны от рутинерских традиций (М. исполнял Вагнера без купюр, Моцарта без вставок, "Фиделио" Бетховена в соответствии с авторской партитурой). Он подчинял все компоненты спектакля драматич. единству, раскрывал внутр. идейный смысл произв., боролся с оперными условностями, внешними эффектами. Впервые в Вене М. пост. оперы: "Фальстаф" Верди, "Луиза" Шарпантье, "Коррехидор" Вольфа, "Без огня" Р.Штрауса, "Роза из сада любви" Пфицнера и др. После ухода из Венской оперы М. выступал в США, в т. ч. в "Метрополитен-опера" (1908), где также исполнял оперы Моцарта, Бетховена, Вагнера, впервые в Америке -"Пиковую даму" и "Проданную невесту". Новаторская сущность дирижерского творчества M.- в слиянии музыки и сценич. действия; оно подготовлено достижениями реалистич. оперной драматургии 19 в. М. стремился превратить оперный т-р из коммерч. предприятия в средство морального и художеств. воспитания зрителя. М. завершил (по рукописи) оперу Вебера "Три Пинто" (1888, Лейпциг). Соч.: Im eigenen Wort - Im Worte der Freunde, [hrsg. von W. Reich], [Zurich], [1958]. Лит.: СоллертинскийИ., Густав Малер, Л., 1932 Рубин М., Густав Малер-композитор-гуманист, "Совет екая музыка", 1958, ј 7; A d l e r G., Gustav Mahler, Lpz.- Wien, [1916]; B o n i s F., G. Mahler und F. Erkel., в кн. Studia musicologica, t. 1, fase. 3-4, Budapest, 1961; Mah ler-Wer fel A., Gustav Mahler. Erinnerungen und Briefe Amsterdam, 1940; Nejedly Z., Gustav Mahler, Praha 1958; Specht R., Gustav Mahler, B., 1913; S t e f a n P. Gustav Mahler, Munchen, 1920; W a l t e г В., Gustav Mahler [B.-Fr./M.)], 1957. Ал. М