О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МАНДЗОНИ

МАНДЗОНИ, М а н ц о н и (Manzoni), Алессан-дро (7. III. 1785-22. V. 1873) - итальянский писатель, поэт, драматург. Крупнейший представитель итал. романтизма. По своим политич. взглядам примыкал к прогрессивным кругам буржуазии, был идейно близок "Молодой Италии", выражал сочувствие Дж. Гарибальди, горячо выступал против феод. порядков и клерикализма, несмотря на свою приверженность к католицизму. В 1816 M. начал работать над трагедией "Граф Карманьола" (изд. 1820, пост. 1828, Флоренция). Написанная на историч. материале, она звучала современно, т. к. была направлена против междоусобной войны в раздробленной стране, ослабляющей противодействие чужеземным завоевателям. В этой пьесе М. первым из итал. драматургов отказался от соблюдения единства времени, места. Вторая трагедия "Адельгиз" (соч. 1820, изд. 1822) также написана на историч. материале (падение королевства лангобардов) и актуальна по содержанию. В ней звучал протест против чужеземных завоевателей. В образе Карла Великого современники узнавали черты Наполеона. Но в "Адельгизе" получили отражение религ. тенденции и пессимистич. настроения, вызванные разгулом феод. реакции. "Адельгиз" впервые пост. в 1843 в Турине (т-р "Реале Сарда"). Впоследствии отрывки из трагедии исполняли Г. Модена, А. Морелли, А. Арривабене и др. В конце 19 в. А. Майо-рани и Ф. Садовская пост. эту трагедию в Неаполе. В 1940 она была показана во время Флорентийского мая (реж. Р. Симони). В 1959-60 спектаклем " Адельгиз" открылся "Итальянский нар. т-р" в Риме, основанный В. Гасманом. Третья трагедия М. "Спартак" (начата в 1822) осталась незаконченной. В своих высказываниях по вопросам драматургии (в предисловии к "Графу Карманьоле", в "Письме к М. Шове о единстве времени и места" и др.) М. выступал против единства времени и места, утверждая, что они мешают точному воспроизведению действительности, историч. правде. М. протестовал и против стремления романтиков к причудливой фантастике, против сочетания трагич. и комич. в драматургии Шекспира. Убежденный сторонник тенденциозного иск-ва, призванного, по его словам, совершенствовать общество, М. отстаи-вал правомерность включения в трагедию хора, излагающего мысли автора. Несмотря на то, что трагедии М. не стали репертуарными (сам автор предназначал их в осн. для чтения), они, так же как и его теоретич. высказывания, имели большое значение для развития итал. драматургии, определив ее отход от принципов классицизма. Соч.: Tragedie e poesie, Mil., 1873; то же, Mil., 1957. Лит.: Р e и з о в Б. Г., Исторический смысл трагедии А. Мандзони "Граф Карманьола", в кн.: Романо-герман-ская филология, [Л.], 1957, с. 221-35. И. С.