БАЛАГАН
										БАЛАГАН (от перс. балахане - верхняя  комната,  балкон)  -  временное здание  для  театральных,  цирковых  или  эстрадных  представлений.  Б. известны  в  России  с  сер.  18  в.  Первоначально  для  представлений приспосабливались   торговые   помещения,   выстраиваемые   в   дни ярмарок,балаганы  (отсюда  и  название).  Позднее  стали  сооружаться специальные здания. Б. строились из досок, крыша  делалась  из  брезента или  мешковины  (шапито).  Внутри  Б.  имел  сцену  и  зрительный  зал, разделенный на первые, вторые  места,  и  т.  н.  "загон",  где  публика стояла. Перед Б. сооружался балкон (раус, нем. Raus, от  heraus-наружу), с к-рого артисты зазывали публику на представление. В конце 18 в. в Б. ставились пьесы из репертуара нар. т-ра  ("Комедия о царе Максимилиане и его непокорном  сыне  Адольфе"  и  др.),  а  также инсценировки рыцарских  романов.  В  нач.  19  в.  здесь  шли  гл.  обр. арлекинады насыщенные различными  сценич.  эффектами  (полеты,  провалы, чудесные  превращения  и  т.  п.).  Особенно  славились  представления арлекинад в балаганах бр. Легат, бр.  Леман  и  Берга.  В  Б.  выступали иностранцыи русские. Среди них фокусники, силачи (К.  Раппо),  акробаты, гимнасты, жонглеры (Т. Барков, Г. Иванов и  др.),  нар.  хоры,  танцоры, кукольники  с  Петрушкой  у/  марионетками.  В  Б.  выступали  часто полупрофессионалы,  занимавшиеся  большую  часть  года  к.-н.  ремеслом. Большое место в представлениях Б. занимал дед-раешник  -  зазывала.  Его выступления нередко  содержали  сатирич.  выпады  против  господствующих классов. В сер. 19 в. особенным успехом пользовались Б. отставного егеря Бомбова, позднее - Лейферта и Малофеева. В 1880 в Петербурге на Марсовом поле был организован Б. нового типа - "Развлечение  и  польза";  художеств.  часть  в  нем  возглавлял  А.  Я. Алексеев-Яковлева деятельность к-рого связана с нар. просвещением и нар. т-ром.  Здесь  ставились  произведения  Пушкина,  Гоголя,  Некрасова, Островского. Этот репертуар проникал и в другие Б. Однако осн.  место  в репертуаре Б. занимали псевдо-патриотич.  батальные  пьесы,  арлекинады, пошлые фарсы. В Б. начали свой творч. путь многие впоследствии известные артисты  - А. Л. и В. Л. Дуровы, И. С. Радунский (Бим), Е. А. Лепковский и др. Б. существовали вплоть до 30-х гг. 20 в. (в этот  период  в  них  шли эстрадные дивертисменты). Попытки возродить Б.  в  40-х  гг.  успеха  не имели. Лит.: Лейферт А. В., Балаганы, П., 1922; Д м и  т-р  и  е  в  Ю.,  На старом Московском гуляний, в кн.: Театральный альманах ВТО, кн. VI,  М., 1947; Алексеев-Яковлев А., Русские народные гуляния, Л.-М., 198; Кузьмина В., Русский демократический театр XVlIi века, М.,  1958.  Ю. Д.