БАЛАНЧИН
										БАЛАНЧИН (Balanchine), Джордж (наст. имя и фам.- Георгий  Мелитонович Баланчивадзе) (р. 22.1.1904)- американский балетмейстер. По нац. грузин; сын композитора М. А. Баланчивадзе. С 1914 учился в Театральном  училище при Мариинском театре  (Петербург),  которое  окончил  в  1921.  В  1923 впервые выступил как балетмейстер, приняв участие  в  вечерах  "Молодого балета" в Петрограде. В 1925-29  -  гл.  балетмейстер  в  труппе  С.  П. Дягилева  в  Париже.  В  1932  -  балетмейстер  труппы  "Балле  рюсс  де Монте-Карло", в 1933- труппы "Балеты 1933". В том же году был  приглашен в США для организации школы амер. балета и тру ппы" Американский  балет" (с 1948- "Нью-Йорк сити балле"). Является гл. балетмейстером этого  т-ра (ставил также в т-рах Буэнос-Айреса,  Нью-Йорка,  Копенгагена,  Лондона, Милана и  др.).  В  начале  своей  творч.  деятельности  Б.  осуществлял постановки сюжетных балетов ("Блудный сын" Прокофьева,  1928,  "Аполлон, повелитель муз" Стравинского, 1929,  и  др.),  достигая  в  них  большой эмоциональной выразительности.  Позднее  ставил  бессюжетные  балеты,  в к-рых  пытался  хо-реографич.  приемами  отобразить  ритмо-метрические особенности произведения ["Кончерто барокко" на муз. Баха (1941), "Балле импириал" на муз. Чайковского (1941), "Хрустальный дворец" на муз.  Визе (1947) и др.]. Эти балеты были отмечены присущей Б. остротой и в  то  же время носили формалистич. характер. Осн. место в творчестве Б. в 50-е гг. занимают "абстрактные  балеты", к-рые носят изощренно-эстетский или эротич. характер. Стремясь к  внешне эффектным хореографич.  построениям,  Б.  порой  преднамеренно  искажает линии и движения классич. танца  ("Агон"  на  муз.  Стравинского,  1958, "Эпизоды" на муз. Вебера, 1959, и др.). Б. пост.  для  труппы  "Нью-Йорк сити балле" отрывок из балета "Лебединое озеро" (2-й акт, 1951) и  балет "Щелкунчик" (1954).  Б.  сочинил  новую  хореографию,  исказив  сущность произведений Чайковского. Лит.: Am berg (т.. Ballet in America, N. Y., 1949; Beaumont C.W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 966-79. Ham. P.