О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР

МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР - русский со'-ветский театр. Работал в Москве в 1920-38 под рук. нар. арт. РСФСР В. Э. Мейерхольда. Первоначально коллектив, руководимый Мейерхольдом, назывался: в 1920-21-Т-р РСФСР 1-й, в 1922 коллектив вошел в Т-р актера в качестве Вольной мастерской Мейерхольда при Гос. высших театр. мастерских. В конце того же года Т-р актера был преобразован в Т-р ГИТИСа. С 1923 труппа стала называться Т-ром им. Мейерхольда, а с 1926 - Гос. т-ром им. Мейерхольда (ГОСТИМ или ТИМ). Репертуар и художеств. практика т-ра определялись прежде всего творч. программой его руководителя и отражали сложный путь развития режиссерского иск-ва Мейерхольда. Все спектакли т-ра были пост. Мейерхольдом, в отдельных случаях в сотрудничестве с др. режиссерами. Т-р начал свою деятельность постановкой "Зорь" Верхарна (1920, реж. Мейерхольд и В. Бебутов, худ. В. Дмитриев), носившей характер торжественного, ораториально-митингового зрелища. В. В. Маяковский, не принимая символистских устремлений т-ра, вместе с тем приветствовал "Зори", как "первую революционную тенденцию в театре" (Соч., т. 12, 1959, с. 246). Желание сблизить т-р с современностью, превратить его в орудие политич. агитации, проявившееся в спектакле "Зори", было поднято на высшую ступень, развито и обогащено в пост. 2-го варианта "Мистерии-Б уфф" Маяковского (1921, реж. Мейерхольд и Бебутов), а вслед затем в спектаклях "Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923), "Д. Е.'" Подгаецкого (1924, худ. И. Шлепянов). В этих спектаклях утверждался агитационно-плакатный, яркий зрелищный т-р, развивающий традиции площадных представлений, сочетающий героич. патетику с резкой сатирич. буффонностыо. Вместе с тем в них сказывалась противоречивость, присущая программе "Театрального Октября", провозглашенной В. Э. Мейерхольдом. Стремление связать т-р с революционной современностью сочеталось с утверждением особой формы, связанной в первоистоках с футуризмом. Эти тенденции особенно ярко сказались в спектакле "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922), построенном на принципах "биомеханики", и в пост. "Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922). Стремление Мейерхольда к созданию спектаклей, органически связанных с современностью, действен' ных, публицистически острых, отчетливо проявилось в спектаклях: "Рычи, Китай!" Третьякова (1926, реж. В. Федоров), к-рый А. В. Луначарский назвал агитационно-мощным; "Клоп" (1929), "Баня" (1930); "Выстрел" Безыменского (1929, реж. бригада - В. Зайчиков, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, под рук. Мейерхольда), "Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Германа (1933). Многие из этих спектаклей имели важное значение для развития сов. т-ра. Здесь впервые получила сценич. воплощение драматургия Маяковского, в спектакле "Последний решительный" наметился жанр "оптими-стич. трагедии". Но в репертуаре т-ра были и спектакли, отражавшие внутр. противоречивость идейно-художеств. программы Мейерхольда. В пост. пьес, трактующих проблему интеллигента в революции, был ряд интересных образов и сценич. находок. Однако спектакль "Учитель Бубус" А. Файко (1925) был отмечен формальной изощренностью, а в спектаклях "Командарм 2" И. Сельвинского (1929) и "Список благодеяний" Ю. Олеши (1931) т-р не преодолел идейные противоречия драматургии. Сложными и противоречивыми были обращения т-ра к рус. классич. драматургии - "Лес" (1924), "Ревизор" (1926), "Горе уму" ("Горе от ума", 1928); "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина (1933), спектакль "33 обморока", включавший "Предложение", "Медведь", "Юбилей" Чехова (1935). Так, гиперболизм Гоголя осложнялся и частично утрачивал свою реа-листич. первооснову благодаря введению мотивов, шедших от символистского истолкования комедии. В спектаклях т-ра важное значение имела музыка, определяющая эмоциональное начало и являющаяся конструктивным элементом сценич. действия. Постепенно в его спектаклях все большее значение приобретало раскрытие внутр. мира персонажей. Это сказалось в пост. "Дамы с камелиями" Дюма (1934). Коллектив, вся деятельность к-рого властно и энергично направлялась Мейерхольдом, располагал яркими, своеобразными актерами. В труппе т-ра были: М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин, М. И. Жаров, В. Ф. Зайчиков, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, Н. П. Охлопков, З.Н. Райх, Л. Н. Свердлин, А. А. Темерин, Е. А. Тяп-кина, М. Иь Царев, М. М. Штраух, В. Н. Яхонтов и др. В т-ре выросли режиссеры - Л. В. Варпахов-ский, Б. И. Равенских, В. Ф. Федоров, П. В. Цет-нерович И. Ю. Шлепянов, Н. В. Экк. Трудности в творч. развитии т-ра, связанные со сложным процессом переоценки руководителем т-ра своего художеств. опыта, стремлением преодолеть проявления формализма, желанием сблизиться с принципами К. С. Станиславского, особенно отчетливо обозначились в сер. 30-х гг. Тяжело сказалось в деятельности т-ра в эту пору и ослабление контактов с передовой сов. драматургией (достигшей в эти годы значит, успехов), со зрителем. В 1938 т-р был закрыт. Сведение деятельности т-ра только к ошибкам, оценка т-ра как политически враждебного сов. действительности, выдвинутая для обоснования его закрытия, искажала объективно-историч. значение деятельности т-ра в духе субъективистского произвола, порожденного периодом культа личности Сталина. Лит. см. при ст. Мейерхольд В. Э. Б. Рос. МЕЙНИНГЕНСЕИЙ ТЕАТР - немецкий театр. Создан в Мейнингене, столице Саксен-Мейнингенского герцогства (здание построено в 1831). Первоначально здесь работали оперная и драм. труппы, с 1861 - только драматическая. В 1860 т-р стал придворным, с 1871 (после создания Герм. империи) - городским. Период наибольшей известности М. т. связан с деятельностью герцога Георга II и реж. Л. Кронека. С 1866 Георг II начал заниматься активной театр. деятельностью. Его ближайшим помощником была актриса Э. Франц (впоследствии жена герцога). Франц ведала репертуаром М. т. и работала с актерами. Георга II привлекала гл. обр. художественно-оформит. часть, ему принадлежали мн. эскизы костюмов и декораций. В 1866 в. т-р пришел Кронек, ставший гл. режиссером т-ра. Руководители т-ра, опираясь на традиции режиссуры Ф. Дингелъштедта, Э. Девриента, Ч. Кипа и др., осуществили ряд сценических реформ. Репертуар т-ра составляла гл. обр. классич. драматургия. Главенствующее положение в М. т. занимал режиссер, который в результате длительных репетиций добивался слаженности всех элементов спектакля, исторической точности образов, декораций, костюмов, бутафории и пр. С особой тщательностью ставились массовые сцены. В театре был создан штат статистов, толпа в спектакле разбивалась на маленькие группы, возглавлявшиеся актерами. В М. т. утверждались принципы ансамбля, руководители театра боролись с премьерством отдельных крупных актеров, внешней виртуозностью, господствовавшими на немецкой сцене во 2-й пол. 19 в. Спектакли отличались высокой постановочной культурой, но режиссеры уделяли мало внимания раскрытию дарования отдельных исполнителей. Этим объясняется отсутствие (или недолгое пребывание) в т-ре крупных актеров. Кронеку принадлежала мысль об организации гастрольных поездок т-ра, к-рые должны были дать материальные средства, возможность ограничивать репертуар небольшим количеством пьес. Гастрольный репертуар т-ра состоял из 41 пьесы, гл. место занимали Шиллер ("Дон Карлос", "Мария Стюарт", "Вильгельм Телль", "Мессинская невеста", "Орлеанская дева", "Разбойники", "Лагерь Валленштейна" и др.), Шекспир ("Гамлет", "Укрощение строптивой". "Юлий Цезарь", "Макбет", "Зимняя сказка", "Ромео и Джульетта", "Венецианский купец", "Двенадцатая ночь"). Ставились также пьесы Бьернсона ("Между битвами"), Гете ("Ифигения в Тавриде"), Линднера ("Кровавая свадьба, или Варфоломеевская ночь"), Мольера ("Мнимый больной"), Клейста ("Кетхен из Хейльбронна", "Битва в Тевтобургскомлесу"), Ибсена ("Претенденты на престол"), Грильпарцера ("Праматерь") и др. В 1874-90 т-р систематически гастролировал: посетил Англию, Голландию, Бельгию, скандинавские страны, Египет, Венгрию, Польшу, в 1885 и 1890 выступал в России. К. С. Станиславский высказал свои впечатления о М. т. в кн. "Моя жизнь в искусстве". Отмечая высокую режиссерскую культуру М. т., он выражал опасение, что режиссерский деспотизм может заглушить свободное развитие актерского творчества. В 1891 умер Кронек, Георг II не захотел заменить его кем-нибудь другим и прекратил гастроли, считая задачи М. т. выполненными. К сер. 90-х гг. М. т. постепенно утратил свое значение. Лит.: Б а р н а и Л., Отрывки воспоминаний, пер. П. П. Немвродова, "Библиотека театра и искусства", 1904, кн. 22-23; Веселовский А., Представления мейнин-генской труппы, "Артист", 1890, ј 7; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 129-32; Островский А. Н., Соображения и выводы по поводу Мейнингенской труппы, "Театр", 1939, ј 1; G r u b e M., Geschichte der Meininger, Stuttg.-[u. a.], 1926.