О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МЕТАСТАЗИО

МЕТАСТАЗИО (Metastasio), Пьетро [наст. имя и фам.-Пьетро Трапасси (Trapassi)] (3.I.1698, Рим,-12.IV.1782, Вена) - итальянский поэт и либреттист. Получил классич. образование. В 1712 начал творч. деятельность, написав трагедию "Юстин". В 1718 переехал в Неаполь, где занимался музыкой у Н. Порпора. Певица М. Бульгарелли (Романина) ввела М. в муз. мир. Для нее М. написал либретто оперы "Покинутая Дидона" (1724, муз. Сарро), на этот текст написано ок. 40 опер, в т. ч Л. Винчи, А. Скарлатти и др. М.-основоположник героич. опе-ры-сериа. В первый период творчества М. написал либретто опер: "Кир" (1726, муз. Сарро), "Катон Ути-ческий" (1727), "Эцио" (1728), "Александр в Индии" (1729), "Артаксеркс" (1730 - все на муз. Винчи) и др. В 1730 был приглашен в Вену, где занял место придворного либреттиста. Здесь он написал либретто оперы "Олимпиада" (на это либретто написано 32 оперы)- сентиментальной оперы-сериа, в к-рой сочетаются традиции греч. трагедии и итал. пасторальной драмы. Вершина творчества M.- героич. оперы "Титове милосердие" (1734), "Фемистокл" (1736), обе на муз. Кальдара, "Аттилий Регул" (1740, муз. Гассе). Др. либретто этого периода: "Адриан в Сирии" (1731), "Деметрий" (1731), "Демофонт" (1733), "Ахилл на Скиросе" * (1736) - все на муз. Кальдара; "Гипермнестра" (1744), "Ромул и Эрсилия" (1765), "Руджеро" (1771)-все на муз. Гассе, и др. М. был крупнейшим оперным либреттистом, реформатором итал. оперы-сериа. Он стремился раскрыть внутр. переживания героев, сводя до минимума внешнее действие, добивался гармонич. сочетания музыки и поэзии, установил правильное соотношение между арией и речитативом, превратив арию в мелодич. выражение драматич. ситуации, придал опере-сериа пропорции классицистской трагедии. Оперы М. композиционно симметричны, в них действует небольшое количество персонажей, завязка близка к катастрофе. Особое внимание М. обращал на декорац. сторону оперного спектакля, давая в ремарках точные указания. На тексты М. писали оперы мн. композиторы, в т. ч.: Л. Винчи, И. А. Гассе, X. В. Глюк, Н. Йоммелли, Л. Лео, Н. Порпора и др. Его оперы пользовались огромной популярностью, он был избран членом академий разных стран. Современники сравнивали его с Софоклом, Корнелем, Расином. Г. Р. Державин перевел "Титове милосердие" и "Фемистокла" на рус. яз. Лит.: Стендаль, Жизнеописания Моцарта и Метаста-зио, Собр. соч., пер. с франц., т. 8, М., 1959; Calzabigi R. de. Dissertazione sulle poesie drammatiche del sig". abate P. Metastasio, Livorno, 1774, в кн.: Р. Metastasi o, Poesie, t. 1, P., 1755; Russo L., Metastasio, 2 ed., Bari, 1945. Св. Г.