О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МЕТЕРЛИНК

МЕТЕРЛИНК (Maeterlinck), Морис (29.VIII.1862--5. V. 1949) - бельгийский писатель, драматург, философ. Писал на франц. яз. Род. в Генте. Учился в иезуитском коллеже, а затем в католич. ун-те. Лит. деятельность начал как поэт (1887). Первая пьеса М. "Принцесса Мален" (изд. 1889) была восторженно принята модернистской критикой (О. Мирбо, И. Жилькен), провозгласившей М. "новым Шекспиром". М. игнорировал обществ. жизнь, создавая отвлеченно-философские сказочные произв. драматургии. В центре его первых драм - судьба человека, существа беззащитного и слепого, безмолвной жертвы непонятных, безжалостных сил. М. сталкивает человека лицом к лицу с природой, с ее непознанными и поэтому странными законами, с роковыми, по мнению М., силами - любовью и смертью. Декадентская концепция таинственного рока, играющего людьми, как марионетками, пронизывает драматургию М. Он считал, что созданию поэтич. атмосферы в спектакле мешает личность исполнителя и поэтому необходимо обезличивание актера ("depersonnalisation de l'acteur"), замена его марионеткой. Для такого т-ра написаны маленькие пьесы "Непрошенная" (1890, 1891, "Т-р д'ар"), "Там, внутри" (1895, т-р "Эвр"), "Смерть Тентажиля" (1894, 1905-т-р "Матюрен"). Символически изображает человеческую жизнь драма "Слепые" (1890, 1891 - "Т-р д'ар"), где группа слепых не знает, что священник - поводырь, приведший их в лес, умер, и они обречены на гибель. Умирающий поводырь - символ религии, утратив к-рую, люди погружаются в безнадежный мрак. Эстетика раннего М. отражена в книге "Сокровище смиренных" (1896, в статьях "Трагизм повседневной жизни" и "Молчание"), в к-рой изложена теория астатического театра" и "молчания". М. считал, что в драме нужно показывать не события действительности, а внутр. жизнь человека, его устремленность к духовной сфере, составляющей сущность бытия, что для общения людей с "высшей сферой" духа, для истинного общения людей между собой обычный язык недостаточен, он слишком материален. Настоящее общение осуществляется при помощи молчания. Требование М. раскрыть перед зрителем "общение душ" без помощи слов порождает принцип "второго диалога", к-рый становится у М. основным. Однако, несмотря на то, что ранний М. находился в лагере декадентского иск-ва, его творчество даже в этот период было исполнено сочувствия человеку, не свойственного декадентству. Это ярко проявилось в пьесах-сказках о могуществе любви: "Пелеас и Мелисанда" (1892, 1893 - т-р "Буфф-Паризьен"), "Алладина и Паломид" (1894), "Аглавена и Селизетта" (1896, т-р "Одеон"). Пессимистич. взгляд на бессилие человека перед лицом рока М. преодолевает в сказке "Ариана и Синяя Борода" (1896) об одной из жен Синей Бороды, поднявшей бунт против своего мужа - тирана, убийцы, и освободившей из плена себя и других жен, томившихся в подземелье. Взгляды М. на т-р, его драматургию пропагандировали организатор эстетско-символистского "Т-ра д'ар" П. Фор, а затем М. О. Люнье-Поэ, основатель т-ра "Эвр", выступавшие против натуралистич. направления в театр. иск-ве. Под влиянием роста революц. движения в Бельгии и тяготения М. к социалистич. кругам в его творчестве произошел сдвиг. Книга "Сокровенный храм" (1902), в к-рой М. утверждает активное отношение к жизни, отказывается от пессимистич. размышлений о судьбе и смерти, стала манифестом нового направления творчества М. Уже в драме "Сестра Беатриса" (1900) он утверждал ценность полнокровной земной жизни, противостоящей ханжескому католич. аскетизму. Но наиболее ярко его "приближение к реальности" проявилось в драмах "Монна Ванна" (1902, "Нуво т-р"), "Жуазель" (1903, т-р "Жимназ"), "Чудо святого Антония" (1903, 1921 - "Т-р Монси"). В первых двух пьесах М. прославляет активность, самопожертвование, гражданственность, осуждает эгоизм. Третья пьеса исполнена ненависти к бурж. хищничеству. В 1908 М. создал свое лучшее драматургич. произв.- философскую пьесу-сказку "Синяя птица" (право первой пост. автор предоставил Моск. Художеств, т-ру), выразившую в обобщенной форме новую систему взглядов М. на природу и общество: счастье человечества - в познании тайн природы, для всемогущего человеческого разума нет непознаваемого, есть лишь непознанное, к-рым рано или поздно человек овладеет. "Синяя птица" насыщена мотивами фольклора; она была пост. в т-рах Нью-Йорка, Лондона, Парижа. В 1911 М. был удостоен Нобелевской пр. В 1919 написал трагедии "Бургомистр Стильмонда" (1921, "Т-р Монси"), "Соль жизни", в к-рых воспевает героизм патриотов, защищающих честь белы. народа, порабощенного империалистич. Германией. Пьесы, написанные позднее, развивали темы и мотивы, уже разрабатывавшиеся М. до 20-х гг.,-"Беда проходит", "Мария Виктория" (обе в 1925), "Могущество мертвых" (1926), "Иуда Искариот", "Берникель" (обе в 1929). "Принцесса Изабелла" (1935) и др. Во время 2-й мировой войны М. жил в США, откуда вернулся лишь в 1947, написав 8 новых пьес, из к-рых издана лишь "Жанна д'Арк" (1948). Пьесы М. стали основой опер: "Пелеас и Мелисанда" Дебюсси (1902), "Ариана и Синяя Борода" Дюка (1907), пост. т-ром "Опера комик" (Париж). В России драматургия М. получила известность с нач. 20 в. в период распространения упадочного декадентского иск-ва. Были пост.: "Монна Ванна" - гастроли В. Ф. Комисса ржевской (1902-04), Новый т-р Л. Б. Яворской (1902, Петербург), "Непрошенная", "Слепые", "Там, внутри" (все в 1904), "Синяя птица" (1908) - в Моск. Художеств, т-ре, "Смерть Тентажиля" (1905) - в Студии на Поварской (Москва), "Сестра Беатриса" (1906), "Пелеас и Мелисанда" (1907), "Чудо святого Антония" (1906) - в Т-ре Ко-миссаржевской (Петербург) и др. В сов. время пост. "Ариана и Синяя Борода" - в Гос. Показат. т-ре (1919, Москва), сатирич. комедия "Чудо святого Антония" - в Студии Евг. Вахтангова (1921), "Синяя птица" до наст. времени входит в репертуар MX AT a и др. сов. т-ров. Соч.: Theatre, [v.] 1-3, Brux.-P., 1903-1908; Theatre, P., 1902-35; Essais, P., 1896-1942; Bulles bleues. Souvenirs heureux, Monaco, 1948; в рус. пер.- Полное собр. соч., т. 1-6,М., 1903-1909; Полное собр. соч., т. 1-4, Пг., [1915]; Пьесы, М., 1958 (Вступ. статья Е. Эткинда "Театр М. Метерлинка", с. 5-32); Пьесы, М., 1962 (Вступ. статья Е. Эткинда "Военные трагедии М. Метерлинка", с. 3-12). Лит.: Станиславский К., Собр. соч., т. 1. Моя жизнь в искусстве, М., 1954, см. именной указатель; Блок А., Собр. соч., т. XII, Л., 1936; Луначарский А. В., Морис Метерлинк. Опыт литературной характеристики, в его кн.: Этюды критические и полемические, М., 1905; Эткинд Е., Морис Метерлинк, "Иностранная лит-ра", 1962, .ј 8, с. 248-49; Е se h M., L'oeuvre de Maurice Maeterlinck, P., 1912; Timmermans В., L'evolution de Maeterlinck, Brux., 1912; В a i 1 1 y A., Maeterlinck, [P., 1931 ]; H a г г у G., La vie et l'oeuvre de M. Maeterlinck, P., [1932]; Halflants P., Maurice Maeterlinck, 2 ed., Brux., 1938; Pasquier A., Maurice Maeterlinck, Brux.,[1950]; Ackere J. van, Pelleas et Melisande, ou la rencontre miraculeuse d'une poesie et d'une musique, Brux., 1952. Е Э