О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА - драматический жанр, возникший в странах Зап. Европы в 18 в. Выражая интересы созревающего третьего сословия (буржуазии), М. д.'складывалась в борьбе с дворянской идеологией. "Этот жанр отвечал глубокому преобразовательному процессу в обществе: возвышению определенного класса к власти" (Р о л л а н Р., Собр. соч., т. 12, М., 1932, с. 28). Формированию М. д. предшествовали поиски новой драматич. формы, к-рая сочетала бы трагич. ситуации с изображением повседневной жизни третьего сословия. Первые попытки создания нового жанра осуществлены в Англии, ранее др. стран вступившей на путь бурж. развития. Дж. Лилло в пьесах "Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла" (1731) и "Роковое любопытство" (1736) воспроизвел бурж. быт, воспел добродетели купеч. сословия. Насыщенные пуританской морализацией и чувствительностью, пьесы Лилло получили, в отличие от классицистской трагедии, название "домашней трагедии". Продолжателем Лилло выступил Э. Мур, прославившийся пьесой "Игрок" (1753). Во Франции создателем и крупнейшим теоретиком М. д. был Д. Дидро. Рассматривая т-р как политич. трибуну, резко критикуя кастовую замкнутость привилегированных т-ров, он утвердил новый промежуточный между трагедией и комедией "серьезный жанр", отражавший жизнь третьего сословия, построенный на столкновении "обществ, положений", насыщенный социально-бытовой конкретностью. В пьесах "Побочный сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771) и "Отец семейства" (1758, пост. 1760) Дидро вывел нового героя - "честного буржуа", утвердил веру в торжество высокой гражданской добродетели. Точное описание обстановки, мизансцен, костюма и жеста героев, введение разговорных интонаций ломали принципы классицизма и ставили перед т-ром задачу поисков новых средств сценич. выразительности. Но в М. д. Дидро проявился разрыв между просветит. идеалом и бурж. практикой, помешавший драматургу создать полнокровные реалистич. характеры. Ученик и последователь Дидро - М. Седей, автор многочисл. либретто комич. опер, показал в М. д. "Философ, сам того не зная" (1765) реальную картину жизни. Накануне революции 1789 теорию М. д. углубил Л. С. Мерсье, один из наиболее радикальных просветителей младшего поколения. Начав с переработки М. д. Лилло ("Женневаль, или Французский Барневельт", 1767), он создал пьесы, построенные на острых социальных конфликтах и контрастах, утверждающие нового героя - простого труженика, представителя "четвертого сословия", -"Дезертир" (1771), "Неимущий" (1772), "Судья" (1774), "Тачка уксусника" (1776), "Провинциальный дворянин" (1781) и др. В Германии великий просветитель и теоретик Г. Э. Лессинг создал яркие образцы М. д.: "Мисс Сара Сампсон" (1755), "Эмилия Галотти" (1772), получившей в силу их героич. звучания назв. "мещанской трагедии". В 70-е гг. драматургич. и теоретич. искания Лес-синга продолжали представители "Бури и натиска" - Я. М. Р. Ленц, автор пьес "Гувернер" (1778), "Солдаты" (1776) и др., Л. Вагнер - "Детоубийца" (1775) и др. Значит, влияние оказала М. д. на драматургию И. В. Гете, создавшего в ранний период творчества пьесы "Клавиго" (1774) и "Стелла" (1776). Высшего расцвета достигла М. д. в творчестве молодого Ф. Шиллера. Опираясь на опыт франц. просветителей и Лес-синга, он стремился в обыденно-низменном увидеть героическое, придать демократич. бюргерскому герою высокую гражданскую патетику. Это стремление характеризует "бюргерскую трагедию" "Коварство и любовь" (1784). В конце 18 в. нем. М. д. переживала кризис: в ней усилились мо рализующе-ох ранит, настроения, утвердилась узко семейная проблематика. Такова была драматургия актера и реж. А. В. Иффланда. Его М. д. "Преступление из тщеславия" (1784), "Награжденное раскаяние" (1785), "Охотники" (1785) и др. лишены социальной остроты, прославляют мещанские добродетели. Еще отчетливее упадок М. д. проявился в творчестве А. Коцебу; ловко скроенные, насыщенные мелодрама тич. эффектами, соединяющие трагическое и комическое, патетику и чувствительность, пьесы "Ненависть к людям и раскаяние" (1789), "Брат Мориц, чудак" (1791), "Немецкое захолустье" (1803) и др. отличаются политич. беспринципностью, демагогич. использованием передовых идей. В России интерес к М. д. проявили наиболее радикально настроенные драматурги, искавшие путей обновления и демократизации рус. т-ра. Первый крупный теоретик М. д. в России В. И. Лукин, испытавший влияние Дидро и Лессинга, выступал против условностей классицизма, звал к созданию правдивого иск-ва. В его комедии "Мот, любовью исправленный" (1765) ярко сказался интерес к разработке нац. материала, воспроизведению реально-бытовой обстановки, стремление к эмоциональной насыщенности и нравоучительности драм. произв. П. А. Плавильщиков, продолживший борьбу за демократизацию рус. т-ра, написал теоретич. статьи, в к-рых обличал сословную кастовость классицистской драматургии и т-ра, призывал к многогранному отражению действительности. Плавильщиков обратился к изображению жизни крестьян ("Бобыль", 1790) и купеч. сословия ("Сиделец", 1793, пост. 1804). Несмотря на несколько идиллич. тенденции, пьесы Плавилыцикова, показывающие моральное превосходство людей "среднего состояния", привлекали сатирич. мотивами, правдивыми зарисовками быта, нравов, речи, эмоциональной насыщенностью. М. д. перестала существовать в 18 в., но нек-рые принципы М. д. получили развитие в мелодраме, ро-мантич. драме 19 в., подготовили возникновение реалистич. драмы. Лит.: Гриб В., Эстетические взгляды Лессинга и театр. в кн.: Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.- Л., 1936, с. VII-XLVIII; Данилов С. С., "Слезная комедия" и "мещанская драма", в его кн.: Очерки по истории русского драматического театра, М.-Л., 1948; Иванов Ив., Французская мещанская драма, М., 1901; Иванов Ив., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895; История западноевропейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, М., 1957; Левбарг Л., Луи Себастьян Мерсье, Л.-М., 1960; М е p и н г Ф., Легенда о Лессинге. Шиллер. Литературно-критические статьи, т. 1, М.-Л., 1934; М о-кульский С., Французская драматургия эпохи Просвещения, в сб.: Французский театр эпохи Просвещения, т. 1, М., 1957; то же, в кн.: История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939; Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская живопись с точки зрения социологии, Соч., т. 14, М., 1924; Ф p и д-л е н д е p Г., Г. Э. Лессинг, Л.-М., 1958; Ч е б ы ш е в А. А., Очерки из истории европейской драмы. Английская комедия конца XVII и половины XVIII века, СПБ, 1897; Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Чечельницкая Г., Фр. Шиллер, М.-Л., 1959; Das deutsche Drama, hrsg. von R. P Arnold, Munch., 1925; Block J., Beitrage zu einer Wurdigung Diderots als Dramatiker, Konigsberg, 1888 (Diss.); Beclard L., Sebastien Mercier. Sa vie, son oeuvre, son temps..., P., 1903; Borkowsky E., Goethes und Schillers Dramen, Breslau, 1926; G a iff е F., Le drame en France au XVIII s.. P., 1910; Gunther L., L'oeuvre dramatique de Sedaine, P., 1908; H o l l K., Geschichte des deutschen Lustspiels, Lpz., 1923; Thaler A., Shakespeare to Sheridan, L.- Oxf., 1922. Л. Лев.