О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МИЗАНСЦЕНА

МИЗАНСЦЕНА (франц. mise en scene - размещение на сцене) -расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент спектакля. Назначение M.через внешние сочетания человеческих фигур на сцене выражать их внутр. соотношения и действия (при изучении законов композиционного построения М. образцами для режиссера могут служить лучшие произведения живописи и скульптуры). M,- одно из важнейших средств образного выявления идейного содержания пьесы. В непрерывном потоке сменяющих друг друга М. раскрывается логика поведения действующих лиц, выявляются возникающие между ними отношения и конфликты. Разработка M.- одна из важнейших функций режиссера, существенный компонент режиссерского замысла спектакля, его идейно-художеств. образного решения. В характере построения М. находят выражение стиль и жанр спектакля. Так, напр., классич. трагедия требует строгих и монументальных М., веселая комедия строится на М. легких и подвижных, быстро сменяющих друг друга, М. сатирич. комедии должны быть графически четкими, бытовой драмы-жизненно правдивыми и простыми. Стиль М. в значит, степени зависит от найденного режиссером для данного спектакля решения - сочетания правдоподобия и условности. В реалистич. спектакле это сочетание образует единое целое и имеет своей целью раскрытие сущности изображаемой действительности. Выражая конкретный смысл данной сцены, М. достигает иногда глубокого образного обобщения. Через систему М. режиссер придает спектаклю определенную пластич. форму: "искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы, выраженными пластически, через актеров" (Попов А., Художественная целостность спектакля, 1956, с. 207). Одним из грубейших проявлений ремесленничества в режиссерском иск-ве является т. н. "разводка"-режиссер, разметив предварительно в экземпляре пьесы места и передвижения действующих лиц, на репетиции механически разводит актеров по этим местам. Заранее намеченный проект будущих М. требует проверки, уточнения и развития в творч. взаимодействии режиссера и актеров. Одним из проявлений формализма в режиссерском иск-ве является увлечение внешней стороной М., любование их эффектностью, картинностью, независимо от внутреннего смысла. М. должна ярко и точно выражать мысль режиссера, отвечать требованиям стиля и жанра спектакля, быть внутренне (психологически) оправданной актерами, возникать естественно, непринужденно и органично, быть одновременно жизненно правдивой и типичной, характеризовать поведение данной группы действующих лиц в данных обстоятельствах. Процесс нахождения точных М. тесно связан с работой художника в театре, к-рый вместе с режиссером находит определенное пространственное решение спектакля и создает необходимые условия для сценич. действия, выраженного в ряде М. Большое значение при построении М. имеет наличие опорных точек (колонна, стена, забор, определенном образом расставленная мебель), а также поверхность пола: возвышения, лестницы, площадки, ступени и т. п. создают выгодные условия для разнообразных и выразит. М. с большим количеством действующих лиц (см. Массовая сцена). Принципы творческого построения М. получили глубокую разработку в практике рус. и сов. театра, в режиссерской деятельности К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, А. Д. Дикого, А. Д. Попова и др. Лит.: "Чайка" в постановке Московского Художественного театра. Режиссерская партитура К. С. Станиславского, M.-Л., 1938; Станиславский К. С., Режиссерский план "Отелло", М.- Л., 1945; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи репетиций, 3 изд., М., 1952; его же, Беседы о режиссуре, М.- Л., 1941; Попов А л., Некоторые вопросы режиссуры. Опыт постановки народных сцен, "Театр", 1953, ј 10; Попов А., Художественная'целостность спектакля, М., 1959, с. 207-48. Бор. 3.