О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МИМ

МИМ (греч. ? - подражатель, подражание) -1) Особый вид представлений в античном т-ре, короткие сценки бытового и сатирич. содержания. Возник в Др. Греции в 5 в. до н. э. как нар. драм. импровизация. Поэты Софрон и Ксенарх придали греч. М. лит. форму. В эпоху эллинизма (4-3 вв. до н. э.) М. широко распространился на Ближнем Востоке; к этому времени относится творчество знаменитых греч. мимографов Герода и Сотада. В конце 3 в. до н. э. под влиянием культуры греч. колоний на Ю. Италии М. проникает в Рим, где достигает расцвета в творчестве поэтов Децима Лаберия и Публилия Cupa (1 в. до н. э.). При Августе большой популярностью пользовались греч. мимы Филистона. В эпоху империи М. стал преобладающим театр. жанром; существовал также в Византии до конца 7 в. В 691 Турульский собор запретил М. как греховное зрелище. Из огромного количества М. сохранилось немного. Биографич. сведения об их авторах чрезвычайно скудны. М. изображали жизнь низших слоев города и деревни; действ, лицами были обычно рабы, сводни, гетеры. По форме М. представляли собой сюжетные сценки с комич. монологами (т. н. "пегнии" - шутки) и диалогами ("мимология"), где стихи чередовались с прозой. Существовали также вок. М. ("мимодия"), к-рые включали и танцы. М. разыгрывались на улицах, площадях, в богатых домах, позже проникли на сцену. Актеры играли без масок; в отличие от др. видов антич. драмы, в М. впервые участвовали женщины. Представления М. часто сопровождались выступлениями акробатов и фокусников. Во времена империи М. перерастают в большие пьесы со сложным, занимат., преим. любовно-авантюрным, сюжетом. Среди действ, лиц появляются мифологич. персонажи - боги, герои. Развивается внешняя, зрелищная сторона представлений, в них участвуют дрессированные животные. Развитие М. во всех его разновидностях (мимиамбы и др.) отразило усиление реалистич. тенденций в антич. т-ре. Влияние М. на лит-ру проявилось в древности (нек-рые диалоги Платона, идиллии Феокрита). В др.-рим. филос. лит-ре (напр., у Сенеки) были широко распространены нравоучит. сентенции из мимов Публилия Сира. Влияние М. сказалось также в ср.-век. фарсах и в итал. комедии дель а рте. 2) Актер или актриса - исполнители М. Сведения о них содержатся в текстах древних авторов и в надписях. Значит, число их изображений дает вазовая живопись. Известны M. - исполнители характерных ролей, фокусники, акробаты, клоуны и др. Нек-рые источники (Цицерон, Плутарх) говорят о социальном бесправии М. и о презрительном отношении к ним правящих кругов. Однако известны факты и покровительства М. Афиней называет имена наиболее знаменитых М.: Ноэмон - исполнитель драм. частей мима, клоун Евдик, фокусники Матрий, Кефисодор, Панталеон, акробаты Гераклит из Ми-тилены и Филистид из Сиракуз. Лит.: Трон о кий И. М., История античной лит-ры, 3 изд.. Л., 1957; История греческой лит-ры, под ред. С. И.Соболевского [и др.], т. 3, М.; I960; История римской лит-ры, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 2, М., 1962; В а р-н e к e Б. В., Актеры Древней Греции, Одесса, 1919; Comi-corum graecorum fragmenta, ed. G. Kaiuel, v. l, fase. l. Doriensium comoedia mimi phlyaces, B., 1899; Reich H Der Mimus. Ein litterar-entwicklungsgeschichtlicher Ver such, Bd l, Tl l, B., 1903; Pauly's-Wissova Realencyclo-padie der classisch. Altertumswissenschaft, Hlbbd 30 Stuttg., 1932, с. 1727-64. JJ ф\